Как подвести итоги года предпринимателю и увидеть всё, как на ладони
Разбираемся не на словах, а на цифрах в финансовом учете
Привет! Вот вы поработали месяц, квартал, год. Как понять, хорошо ли прошел этот период? Конечно, можно себя успокоить, что дела идут хорошо, ведь работы проделано много. Но это не всегда так. Если хочется реально понять, что произошло с бизнесом, нужно правильно смотреть на финансовые показатели. Финансовый директор Нескучных финансов, Татьяна Микула, рассказала по каким именно показателям это делается.
1. Денежный поток

В первую очередь проверяем, что там с деньгами. Для этого нужно в отчете движения денежных средств (ОДДС) разделить все операции по видам деятельности:

  • операционная — движение денег для обеспечения работы компании: зарплаты, поступления от клиентов, офисные траты и так далее;
  • финансовая деятельность — выплаты по кредитам, перечисления дивидендов собственнику
  • инвестиционная деятельность — траты на развитие компании.
Самое главное — быть в плюсе по операционной деятельности. Это показывает, насколько эффективно работает компания. Если сальдо положительное — круто: тратим меньше, чем поступает денежного потока. В таком случае, можем вывести дивиденды или направить деньги в развитие бизнеса.

Далее надо проверить, не тянут ли другие направления компанию вниз. Например, можно нормально зарабатывать по операционке, но инвестиционное направление тащит вниз из-за слишком стремительного развития.
ОДДС в ФинТабло в действии — зашел в сервис, проверил все подгруженные операции, в график посмотрел — пазл сложился.
2. Точность планирования денежного потока

Каждый месяц рекомендуем начинать с бюджета движения денежных средств (БДДС) — другими словами, планировать, сколько денег зайдет и выйдет. Когда подводим итоги периода, обязательно надо посмотреть, насколько точно планировали. Нормальный уровень точности — 80% и выше.

Например, предприниматель планировал потратить 5 млн на маркетинговые активности. В конце года нужно свериться: выполнил ли запланированное, куда и какую сумму потратил, составить план на следующий год/квартал.

Главная задача — проанализировать точность планирования по всем показателям в отдельности: сальдо, поступления и выбытия. Бывает так, что по сальдо точность планирования отличная, а по поступлениям и выбытиям хромает. Тут важно увидеть именно глобальную картину бизнеса по всем показателям.
БДДС в ФинТабло шустрый, как пуля. Сам рассчитает отклонения в % и рублях, выполнение плана в %, выделит их цветом. Вам останется только фонтанировать идеями для развития бизнеса.
Чтобы посмотреть, как мы прошли отдельные участки периода понадобится платежный календарь.

Это такой инструмент, чтобы избегать кассовых разрывов. Например, вы берете неделю, проставляете все планируемые поступления, а потом выбытия — и смотрите, не окажетесь ли вы в определенный момент без денег. Сейчас надо проверить, насколько точно вы это делали в течение прошлого года:

  • минимальный остаток часто был близок к нулю — необходимо выстроить точную систему планирования, чтобы не приходилось влезать в незапланированные долги и срывать сроки;
  • уровень остатков на счетах часто значительно выше планируемого — деньги пролежали без дела, а можно было вложить во что-нибудь полезное.
Платежный календарь в ФинТабло продуманный — переносит плановые операции из ДДС, если указать дату исполнения в будущем; настраивает повтор операции; выбирает конкретные диапазоны дат; делает раскладку по статьям и контрагентам; группирует периоды и счета. Кому не нравится смотреть на сухие цифры, можно взглянуть на график.
3. Прибыль

Переходим к отчету о прибылях и убытках (ОПиУ) — будем смотреть, насколько результативно мы поработали. Самое первое и простое, что надо сделать — посмотреть, заработали ли вы вообще чистую прибыль, сколько именно и больше ли это, чем было в предыдущем периоде.

Если вы составляли план по чистой прибыли, проверьте, насколько точно вы его достигли. Совпадение 80% и больше? Поздравляем.
Далее залезаем в прибыль поглубже и проверяем промежуточные показатели. Это нужно, чтобы понять, откуда получилась чистая прибыль. Мы написали статью, где очень подробно рассказали о том, как анализировать отчет о прибылях и убытках. Рекомендуем прочитать ее →

А вот главное, что надо сделать:

Все статьи расходов проверяем на аномалии. Например, обычно тратим 100 тысяч на маркетинг, а в ноябре потратили 500 тысяч, но результата ноль. Запасаемся терпением и разбираемся в причинах.

Оцениваем все расходы в % по отношению к выручке. Например, выручка снижается, а коммерческие расходы возрастают. Узнайте причину — найдете крутую точку роста для бизнеса. Если ситуация обратная, когда выручка растет, а доля расходов сокращается — отлично, все делаем правильно.

Смотрим выручку и чистую прибыль на каждого сотрудника. Например, выручка компании за год выросла, сотрудников новых не нанимали — все стабильно хорошо. По идее, с каждым новым сотрудником показатели должны расти. Если выручка и чистая прибыль снижается, а количество персонала растет — что-то делаем не так: низкий уровень навыков у персонала или ошибки в организации работы компании.

Смотрим долю общих расходов на ФОТ в структуре выручки. Растет или падает доля ФОТ (фонд оплаты труда) в выручке по каждому подразделению: производство, администрация, коммерция.

Анализируем качество чистой прибыли. Насколько ее достаточно, чтобы обеспечить нужды компании, и насколько она денежно обеспечена в ДДС по операционной деятельности. Критерии для оценки качества прибыли такие ↓

В ФинТабло появился ОПиУ по заветам финдира от Нескучных финансов. Он пока в бета-тесте, но часть пользователей мы к нему уже подключили. В феврале выйдет полноценный ОПиУ — можно заранее подготовиться и постепенно переносить учет в наш сервис.
Наш ОПиУ в действии.
4. За чей счет живем

Компания может обеспечивать себя собственными деньгами (то есть, из прибыли или денег владельца), а может жить на займы. Чтобы понять, как с этим обстоит вопрос, надо собрать баланс.

В балансе мы отражаем активы и пассивы. Активы — это все, что есть у компании: деньги, оборудование, недвижимость и так далее. Пассивы — это то, за что приобретены активы: свои деньги или заемные.

Получается, что собрав баланс, мы увидим, какие пассивы обеспечивают активы: наши деньги или заемные: кредиты в банке и кредиторская задолженность (когда вы кому-то должны, например, на вас висит обязательство заплатить поставщику за товар спустя месяц после отгрузки).

Иметь заемный капитал — совершенно нормально, не пугайтесь этого. Пугайтесь, если заемного капитала больше, чем собственного — и соотношение растет от периода к периоду. Это значит, что вы становитесь все более зависимыми от кредиторов.
5. Рост собственного капитала

Собственный капитал — показатель богатства компании. Это стоимость всех ваших активов, то есть, именно ваших, а не купленных, на заемные деньги. Если собственный капитал стабильно растет, значит, ваш бизнес успешен: вы становитесь все крупнее и крупнее.

Обратите внимание на темпы роста собственного капитала. А то он может расти, но со скоростью 5% в год. Представьте: вы вложили все ваши активы в бизнес, а получили всего 5% годовых. Вклад в банке даст столько же, вот только делать ничего не придется. А в бизнесе надо работать весь год, волноваться. Оно вам надо?

Главное по собственному капиталу: надо, чтобы он рос, и делал это темпами, которые вас устраивают.
С ФинТабло подводить итоги намного проще — не нужно ковыряться часами в таблицах, проверять правильность их заполнения и сводить всё вручную. Сервис сделает всю рутинную работу за вас.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал → будьте в курсе последних новостей.

Регистрируйтесь в сервисе → первые 14 дней бесплатно, а потом выгодно.
ООО «Нескучный финансовый софт» ИНН 2311303019 ОГРН 1202300015103
Юридический адрес: 350040, г. Краснодар, ул. Степная, 2/8
© 2020, «ФинТабло»
Мы используем cookies для сбора обезличенных персональных данных. Они помогают настраивать рекламу и анализировать трафик. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных.
Пишите нам в чате в Telegram @fintablo_help_bot
или на email support@help.fintablo.ru
Зарегистрироваться

Нажимая на кнопку "Зарегистрироваться", вы соглашаетесь с
офертой и положением об обработке персональных данных.