Вебинар 25.04 с финансовым экспертом Ириной Пермяковой
Строительство, производство, проектный бизнес. Финучет при длительных сделках.
Где выгоднее продавать: в своём интернет-магазине, на маркетплейсах или оптом?
У Саши производство натуральной косметики «Это я». Косметика продаётся через сайт, на маркетплейсах и в магазинах-партнерах.

В один месяц продаж много, в другой мало, в итоге непонятно, на каком направлении она зарабатывает, а где получает убытки. Саша решила в этом разобраться и найти самое выгодное направление.


Задачи: Узнать прибыль и рентабельность по каждому направлению компании. Не тратить много времени на рутинное заполнение таблиц.

Кто ведёт финучёт: Собственница ведёт учёт самостоятельно.
У Саши небольшое производство косметики
Саша с командой делают натуральную экологичную косметику из растительных материалов. Сначала это было маленькое производство для друзей и знакомых.

3 года назад Саша решила развивать проект: наладила процесс производства, получила сертификаты безопасности на косметику, сделала интернет-магазин с доставкой по России и начала продавать косметику на маркетплейсах.
Косметика «Это я»: твёрдые шампуни, бальзамы, крема, мыло
Сейчас у Саши своё производство в Перми, 6 сотрудников в команде. Косметика продаётся в розницу через сайт, в магазинах-партнёрах и на маркетплейсах. С Озоном и Вайлдберриз Сашина команда работает около года.
Косметика «Это я»: твёрдые шампуни, бальзамы, крема, мыло
Саша записывала поступления и списания в табличку
Саша с самого начала понимала необходимость считать продажи и анализировать, какие позиции продаются лучше и какие каналы приносят прибыль.

Саша записывала, сколько денег ушло и пришло за месяц, по этим данным пыталась найти ответы на вопросы.
Мне было сложно разделять операции, когда я что-то заплатила со счёта компании или со своего счёта. Потому что я ничего в этом не понимала. Я прошла курс по финансам в Высшей Школе Экономики, но это было что-то такое сложное, что никак не применимо к моей маленькой компании.
Саша Каменских, собственница бренда косметики «Это я»
Саша записывала приходы и расходы в Excel-табличку
Знакомый помогал настроить учёт
Затем Саше помогал знакомый. Он рассказал основы: как сделать простой отчёт о движении денежных средств, как разделить платежи со своей карты и со счёта компании. Саша начала вести табличку с отчётом о движении денег.

Из месяца в месяц Саша заполняла прибытия и поступления. Со временем формулы сбились, остаток на счёте перестал совпадать с реальным. Изучать, почему так произошло и чинить таблицу, у Саши не было времени.

Поэтому она забросила табличку со сложным ДДС и записывала только, сколько потратили, и сколько пришло.
Я почему-то думала, что движение денег — это основной отчёт, на который можно ориентироваться. Пыталась делать выводы о прибыльности бизнеса на основе того, что, например, в одном месяце мы больше потратили, чем нам пришло.
Саша Каменских, собственница бренда косметики «Это я»
Саша понимала, что учёта только приходов и расходов недостаточно для выводов о рентабельности бизнеса. В один месяц компания закупала сырьё на 200 тысяч, и в этом месяце получился как бы убыток. Но сырьё-то ещё не использовали, и выручку оно не принесло. Саша понимала, что нужен другой подход к учёту, поэтому стала разбираться дальше.
Например, в декабре у нас всегда большие продажи и даже без отчёта о прибылях и убытках можно сделать вывод, что мы отработали декабрь с прибылью. Но потом месяцы идут не такие топовые, и непонятно, работаем мы с прибылью или с убытком.
Саша Каменских, собственница бренда косметики «Это я»
Другой знакомый помогал настроить учёт
Саша пошла к ещё одному знакомому финансисту. Они встречались раз в неделю и делали отчёт «План и Факт». У Саши было ощущение, что она ещё больше зарывается в гугл-таблицах, а ей совсем не хотелось тратить на это время.
Табличка «План и факт»
Всё равно я не особо понимала, в чём ценность. На другой вкладке ещё нужно было вводить то, что приходит на счёт каждый день. Это тоже дополнительная нагрузка. У меня уходило много времени только на эту табличку, каждую неделю я тратила по 2 часа, чтобы разобраться в ней.
Саша Каменских, собственница бренда косметики «Это я»
Из таблицы было примерно видно, сколько компания тратит на зарплаты, материалы, маркетинг и сколько нужно зарабатывать на то, чтобы был какой-то остаток.

Отчёт не дал Саше ответа на её вопросы: на чём она зарабатывает деньги и какие каналы продаж более прибыльны.
Ничего не получилось и Саша пришла в Финтабло
Когда отключили рекламу в соцсетях, данные о финансах компании понадобились острее. Нужны были данные, чтобы решить, какие расходы сокращать, а какой канал продаж развивать.

Как раз тогда, бывшая коллега рассказала Саше про сервис финансового учёта, и Саша решилась зарегистрироваться. Она также обратилась за помощью во внедрении сервиса. Настраивать отчёты в Финтабло ей помогала методолог Лена Чумакова.

Вместе с Леной они заполнили личный кабинет и внедрили 2 отчёта: отчёт о движении денежных средств (ДДС) и отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ).
Теперь оплаты видны в Финтабло практически сразу
Отчёт о движении денег настроили за 1 встречу: подключили интеграцию с банком, загрузили выписки за предыдущие периоды, создали статьи для поступлений и списаний, настроили правила для автоматического разнесения денег по статьям.
Автоматизировали разнесение операций по статьям, чтобы не разносить их вручную
Когда ДДС настроили, мне уже стало хорошо оттого, что мы потратили час, и теперь всё автоматически подгружается. Отчёт создаётся сам, я на это почти не трачу время, а раньше я это всё долго и муторно считала в табличках.
Саша Каменских, собственница бренда косметики «Это я»
В Финтабло передаётся информация об оплатах и о комиссии за эквайринг. Теперь Саша сразу видит поступления на счёт. Расходы на эквайринг тоже не нужно высчитывать вручную.
В Финтабло видна и сумма поступления, и комиссия за эквайринг
Автоматически считается даже эквайринг. Тинькофф переводит деньги за продажи с сайта каждое утро за прошлый день. Переводит уже за вычетом комиссии за эквайринг. Раньше мне приходилось каждый раз вручную рассчитывать процент за эквайринг, потому что я его даже не видела. А тут есть интеграция, и теперь комиссия за эквайринг видна. Можно потратить час, и всё будет само работать.
Саша Каменских, собственница бренда косметики «Это я»
Отчёта о движении денег оказалось недостаточно
Саша загрузила банковские выписки с начала 2021 года. Поступления «упали» на свои статьи благодаря автоматическим правилам разнесения. Теперь у Саши перед глазами движение денег за полтора года.
Поступления по направлениям с начала 2021 года
В ДДС Саша анализирует, на что потратили деньги, сколько денег остаётся на счёте, сколько денег приходит. Например, на графике «Динамика поступлений и списаний» видно, что списания превысили поступления в феврале 2022 года. Как раз тогда по Сашиным ощущениям денег стало меньше, чем обычно. Сейчас это не просто ощущения, а факт.
Поступления и списания денег в динамике
Но одного только движения денег недостаточно, чтобы понять, приносит ли компания прибыль.

Финдиректор из «Нескучных Финансов» делится информацией, почему ориентироваться только на ДДС — опасно:
«Собственник смотрит, что на конец месяца на счёте остаётся 800−900 тысяч. Кажется, что денег много, и можно их вытащить.

Он достаёт деньги и даже не знает, что попадает в кассовый разрыв — потому что идёт поток поступлений с маркетплейсов.

Так владелец и живёт с ощущением, что бизнес приносит прибыль, пока однажды перед закупкой новой партии товаров, не оказывается, что нечем платить зарплату», — Екатерина, финансовый директор из «Нескучных Финансов».

Считали себестоимость товаров, чтобы узнать прибыль
Посчитать прибыль было тяжелее, чем внедрить отчёт о движении денег, так как нужно было знать себестоимость товаров.

На производстве «Это я» делают твёрдые шампуни, кондиционеры, дезодоранты, мыло, масляные плитки, свечи, духи. В каждый продукт входит 10−20 ингредиентов.

Чтобы посчитать себестоимость товара, Саша обратилась к табличке с рецептурами. Посчитала, сколько каких ингредиентов входит в каждый продукт. И умножила на закупочные цены.
В состав твёрдого шампуня входит 11 компонентов. Каждый нужно учесть в себестоимости
Себестоимость придётся пересчитывать после каждого изменения цен. Это неудобно. Саша планирует начать пользоваться сервисом автоматизации складского учёта. Тогда себестоимость будет пересчитываться автоматически.
Собрали продажи по каждому направлению. У Саши были разрозненные данные о продажах, например, из счётов Тинькофф банка, но полной картины не было.

Начали расчёт с маркетплейсов, потому что по ним посчитать продажи легче всего. Вайлдберриз присылает отчёт о продажах раз в неделю. В нём видно: на какую сумму продали, что продали, какая комиссия. Саша выгрузила данные из этого отчёта и умножила количество продаж по каждому товару на его себестоимость.


Посчитали себестоимость по каждому направлению. Затем Саша так же рассчитала себестоимость проданных товаров на Озоне, на сайте и в магазинах-партнёрах.

Себестоимость по каждому направлению Саша внесла в отчёт вручную. Для этого в Финтабло есть возможность создать статьи и заполнить своими данными.
Конечно, расчёт и заполнение себестоимости вручную занимает время. Есть возможность полностью автоматизировать этот процесс. Если компания ведёт складской учёт в 1С или в сервисе «Мой склад», можно настроить интеграцию с ними. Финтабло будет брать данные себестоимости из 1С или из «Моего склада» и строить отчёт о прибылях и убытках на этих данных.
Регистрируйтесь и начните вести учёт бесплатно
Пробный период — 14 дней. Привязывать карту не нужно
Считали, прибыльная ли компания
Ура! Есть рассчитанная себестоимость. С остальными расходами было проще: настроили зарплатную ведомость и другие источники расходов, чтобы учесть их в ОПиУ. Наконец, отчёт готов, и его можно анализировать.
Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ) нужен, чтобы:

  • узнать, сколько дивидендов на самом деле заработал владелец и обеспечить безопасный вывод средств;
  • выявить неэффективные направления в бизнесе и сфокусироваться на самых прибыльных.
Сравнение Озона, Вайлдберриз, интернет-магазина и опта по рентабельности
Давайте посмотрим на цифры отчёта за апрель.

Вайлдберриз оказался рентабельнее Озона. Рентабельность по маржинальному доходу на Озоне 56%, а на Вайлдберриз — 69%. Значит ли это, что нужно срочно уходить с Озона?

Ещё не точно. Возможно, на Озоне есть расходы, которые можно сократить. Также нужно посмотреть рентабельность в динамике — хотя бы за несколько месяцев. И тогда можно будет решить вкладывать больше ресурсов в продвижение на Вайлдберриз.

А самым рентабельным направлением оказалось оптовое — с рентабельностью по валовой прибыли 75%.


Отчёт о прибылях и убытках за апрель
В апреле был убыток в 4%. Цифры в отчёте расстроили Сашу, так как она увидела, что апрель сработали с убытком.
Я этого и ожидала, так как ДДС показывал, что у нас больше выбытий, чем поступлений. Но более-менее хорошие новости, что валовая прибыль достаточно хорошая. И отчёт показал, с чем можно работать. Показал, что у нас много административных расходов.
Саша Каменских, собственница бренда косметики «Это я»
Коммерческие и административные расходы съели всю прибыль. Валовая прибыль в апреле была. И рентабельность по валовой прибыли достаточно хорошая — 44%.

Но коммерческие и административные расходы были слишком большими. Саша планирует оптимизировать расходы и следить за показателями в динамике.
Апрель и май были сложными месяцами, так как закрылся основной рекламный канал — Инстаграм. Саша и команда работают над продажами в новых рекламных каналах. Саша планирует собрать отчёт за май и вкладывать деньги в рекламу, основываясь на эффективности направлений.
Я планирую сделать отчёт за май, продолжать вести Финтабло и следить за показателями. Интересно, как принятые меры повлияют на выручку и прибыль.
Саша Каменских, собственница бренда косметики «Это я»
Краткое содержание
  1. На финучёт в табличках Саша тратила много времени и не получала информации о том, какая прибыль в компании и какое из направлений более выгодное.
  2. Знакомые финансисты помогали Саше настроить учёт в табличках, но это не принесло результата. И Саша обратилась в Финтабло.
  3. В Финтабло отчёт о движении денежных средств (ДДС) удалось внедрить за 1 встречу. Все данные для него собираются автоматически.
  4. ДДС оказалось недостаточно, чтобы понимать, сколько зарабатывает бизнес и какая прибыль по каждому направлению.
  5. Саша вместе с методологом Леной внедрили отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ). Этот отчёт собрать было труднее, так как нужно было посчитать себестоимость товаров.
  6. ОПиУ показал, что в апреле был убыток в 4%. Убыток получился за счёт больших коммерческих и административных расходов. Саша планирует оптимизировать расходы и следить за динамикой прибыли.
  7. Вайлдберриз оказался рентабельнее Озона. Сейчас у Саши есть данные о рентабельности за 1 месяц. Чтобы сделать вывод, что Вайлдберриз однозначно выгоднее, нужно отследить показатели в динамике.
  • Саша Каменских
    собственница бренда косметики «Это я»
  • Лена Чумакова
    методолог Финтабло
  • Оля Аксенова
    редактор Финтабло
Покажем, как повысить точность планирования и тем самым получать больше дивидендов в будущем.
Запишитесь на онлайн-экскурсию по сервису
Первые 14 дней бесплатно