Торговля
на маркетплейсах:
как увидеть чистую прибыль?
Компания продаёт спорттовары на маркетплейсах. Обороты растут, собственник хочет развивать новые направления, но — прибыль бизнеса неизвестна, расходы порой растут непредсказуемо.

Перед масштабированием собственник решил оценить рентабельность площадок и вообще внедрить прозрачную систему финучёта.

Бизнес: Продажа спортинвентаря на маркетплейсах и оптом.

Проблемы: Собственник не знал, сколько денег на счетах бизнеса, из-за чего растут расходы на доставку и сколько он тратит на зарплаты сотрудников. Без финучёта он не мог оценить эффективность бизнеса и узнать свою чистую прибыль.

Задачи: Внедрить систему финансового учёта, максимально автоматизировать сбор данных. Понять, сколько приносит бизнес — увидеть чистую прибыль.

Результаты: Собственник видит чистую прибыль и может следить за показателями в динамике. После настройки работа над финучётом занимает не больше 15 минут в день.
О бизнесе
Роман занимается продажей спортинвентаря на маркетплейсах. Сейчас он сотрудничает с Wildberries, Ozon и KazanExpress.
В ассортименте компании спортивные товары для детей и взрослых
Параллельно в компании развивают оптовые продажи и поставляют спорттовары напрямую спортивным секциям.

С 2021 ведут складской учет в МоёмСкладе. Привлекла простота использования сервиса и возможность интеграции с другими приложениями. Например, благодаря интеграции с Topseller доступно автоматическое списание остатков по всем маркетплейсам и умная печать этикеток (баркод + штрихкод заказа), что очень упрощает работу.

Сейчас перед собственником стоит задача — выйти на крупные сетевые магазины и новые маркетплейсы. Но пока все нужные данные находятся в разных местах, контролировать финансы не получается. Из-за этого сложно планировать: чтобы не ошибиться в расчётах, нужно корректно собрать все важные показатели — рентабельность, выручку и чистую прибыль.
До Финтабло не было порядка в финансах
Собственник пробовал вести учёт самостоятельно. Вначале работал с Excel-таблицами: в них учитывал расходы на доставку. Также смотрел раздел «Прибыльность» по товарам в МоёмСкладе, чтобы понимать, какой товар лучше продается. Этот отчет формирует данные по формуле «сумма отгрузки — сумма себестоимости», но для получения информации о чистой прибыли этого мало, так как по каждому заказу есть ещё затраты на логистику и продвижение.

Остаток денежных средств проверял через банковское приложение. Это было неудобно: увидеть точный остаток никак не получалось, так как счета были в разных банках и в разных валютах.
Я особо не заморачивался с учётом в Excel, отслеживал там только одну категорию трат — доставку товаров. Но этого оказалось мало.
Роман Фатхулин, собственник компании
Сотни разрозненных цифр в таблицах и банковских выписках стали настоящей проблемой. Хотелось найти понятное решение, которое позволило бы вывести все деньги бизнеса на один экран.
Мне удалось настроить отчёт о движении денежных средств в одном из сервисов финучёта. Там я смог увидеть свои траты и сколько приходит выручки, но по прежнему не понимал, сколько я зарабатываю. Мне важно было знать, какая сумма заработка у меня остаётся.
Роман Фатхулин, собственник компании
Чистая прибыль — вот что хотелось увидеть. Но одного отчёта ДДС для этого было мало. Чтобы разобраться, Роман обратился за помощью в Финтабло.
Финдиректор составила план действий
Внедрять финучёт помогала финансовый директор Эльвира Ильясова. Она объяснила, что нужно собрать отчёт о прибылях и убытках — именно он покажет чистую прибыль.
Чтобы увидеть чистую прибыль, нужно было выполнить ряд задач:

  1. Настроить отчёт о движении денежных средств в Финтабло;
  2. Создать зарплатную ведомость и с её помощью контролировать выплаты сотрудникам;
  3. Собрать все источники расходов и учесть их в отчёте;
  4. Настроить передачу данных о себестоимости из МоегоСклада.
Расскажем о каждом этапе и его нюансах в деталях.
Первым делом собрали отчёт о движении денег
Мы начали с отчёта о движении денежных средств — нужно было понимать, сколько в действительности денег у компании на счетах. У Романа несколько счетов в разных банках, некоторые из них валютные. Нам нужно было учесть их все и разобраться, какие операции проводятся по каждому из них.
Эльвира Ильясова, финдиректор из Финтабло
В три шага настроили сбор данных для ДДС:

  • Провели интеграцию с Тинькофф. Теперь операции по счетам не нужно вносить вручную — они поступают в Финтабло автоматически с интервалом ~30 минут.
  • Загрузили выписки из Райффайзен Банка, чтобы в Финтабло отобразились расчёты по валютным счетам
    С популярными банками есть интеграция и данные загружаются автоматически. Если интеграции с банком нет — данные легко загрузить вручную.
    • Настроили правила автозаполнения, чтобы все операции автоматически разносились по нужным статьям.
    Правила позволяют автоматизировать заполнение ДДС минимум на 80%
    ДДС собран — он обновляется автоматически, нужно лишь иногда загружать свежие выписки из Райффайзен Банка. Теперь собственнику всегда доступен актуальный остаток средств на счетах, и он больше не тратит время на проверку банковских приложений.
    Регистрируйтесь и начните вести учёт бесплатно
    Пробный период — 7 дней. Привязывать карту не нужно
    Посчитали расходы на доставку по направлениям
    Компания тратит много денег на доставку товаров. Если расходы на неё начинают резко расти, это вызывает беспокойство — хочется знать, на что уходят деньги. Это можно выяснить, разбив общую сумму трат на несколько категорий.
    Собственник выделил 6 направлений — по одному на каждый тип доставки:

    • realFBS — затраты на самостоятельную доставку заказов Ozon со своего склада;
    • FBS — затраты на передачу товаров со своего склада в доставку маркетплейсов;
    • FBS-КТГ — то же самое, применительно к крупногабаритным и тяжеловесным товарам;
    • FBW/FBO — затраты на доставку товаров на склады маркетплейсов;
    • доставка товаров (опт) — оплата доставок от оптовых поставщиков;
    • доставка товаров (импорт) — оплата доставок из-за границы.
    Разбивку по направлениям в Финтабло настроили с помощью правил автозаполнения. Например, одно из правил для доставки оптовых товаров выглядит так:
    В результате можно увидеть точную сумму расходов по каждому направлению:
    Фрагмент ДДС: общие расходы на доставку разбиты на 6 направлений
    Детализация помогает понять, из-за чего выросли расходы. Например, в августе прошла оплата дорогостоящей доставки из-за рубежа, и общие расходы возросли. Собственник больше не строит предположений о том, на что ушли деньги — он опирается на реальные факты из отчётов.
    Выплаты сотрудникам объединили в единую ведомость
    Зарплаты сотрудников — регулярная статья расхода. В компании работают 7 человек, но единой зарплатной ведомости раньше не было. Из-за этого собственник не знал, сколько тратит в месяц на зарплаты: выплаты терялись в общем объёме операций.

    В Финтабло зарплатная ведомость формируется автоматически — нужно только заполнить справочник сотрудников.
    В самой ведомости видно, какая сумма была начислена и какая выплачена сотруднику в этом месяце — они должны совпадать.
    Теперь выплаты сотрудникам под контролем: в любой момент можно открыть ведомость и отследить, была ли выплачена зарплата и в каком размере.
    Настроили интеграцию с МоимСкладом и получили данные из маркетплейсов
    Отчёт о прибылях и убытках был практически сформирован — не хватало данных о себестоимости и накладных расходах маркетплейсов. Без них нельзя было увидеть чистую прибыль.
    Нам нужно было знать себестоимость продаж, поэтому мы обратились к складскому учёту. Без знания себестоимости подсчитать чистую прибыль корректно не получится.
    Эльвира Ильясова, финдиректор из Финтабло
    В компании около 2 000 артикулов. Вести складской учёт в Excel при таком количестве позиций нерационально, поэтому собственник пользуется сервисом МойСклад. В нём у каждого товара уже была проставлена себестоимость.

    При больших оборотах переносить данные из МоегоСклада в Финтабло вручную очень сложно — на это может уйти несколько дней. А ещё при ручном переносе легко допустить ошибку. Избежать этих неприятностей можно с помощью интеграции — она позволяет синхронизировать обмен данными между Финтабло и МоимСкладом.

    Я выбрал Финтабло, потому что он интегрируется с моей системой складского учёта. Это был главный критерий, так как важно было учесть себестоимость товаров и расходы площадок.
    Роман Фатхулин, собственник компании
    Синхронизацию настроили так, чтобы в Финтабло поступали данные о себестоимости, выручке и накладных расходах маркетплейсов
    В МоёмСкладе на каждый заказ формируется отдельный документ. В нём фиксируется не только доход, но и дополнительные расходы — например, расходы маркетплейса на логистику и комиссия маркетплейса. Чтобы данные из документов МоегоСклада попадали в ОПиУ, нужно было соотнести статьи и настроить правило:
    Настройка интеграции Финтабло с МоимСкладом
    После синхронизации МоегоСклада и Финтабло ОПиУ обновляется автоматически. Данные о новых операциях поступают в режиме реального времени и распределяются по нужным статьям.
    Выручка от продаж поступает в ОПиУ из заказа покупателя в МоёмСкладе
    Благодаря интеграции с МоимСкладом в ОПиУ учтены все статьи расходов, включая себестоимость продаж и комиссии маркетплейсов. Риск ошибок минимален — все данные собираются автоматически. Это значит, что собственник видит точную прибыль и может оценить реальное состояние своего бизнеса.
    Сравнили, какой маркетплейс рентабельнее
    Отчёт о прибылях и убытках готов, а значит можно оценить эффективность направлений и выявить самое прибыльное.
    Сравнение Ozon, Wildberries и KazanExpress по рентабельности
    Посмотрим отчёт за октябрь. Самой выгодной площадкой оказался KazanExpress — рентабельность по маржинальному доходу составила 36%. Самый низкий показатель у Ozon — 17%. Но не стоит торопиться с выводами: важно также учесть долю выручки по каждой площадке.

    KazanExpress эффективен, но по объёму выручки значительно уступает другим маркетплейсам. Даже если сделать на нём акцент, KazanExpress вряд ли сможет принести столько же выручки, как Wildberries или Ozon.

    Wildberries на втором месте по рентабельности, но приносит большего всего выручки. Это направление точно стоит развивать. Возможно, какие-то расходы получится сократить, и тогда рентабельность вырастет.

    Отказываться от работы с Ozon тоже не стоит — он менее эффективен, но показатель рентабельности не критичен. Следует проследить за ним в динамике в течение нескольких месяцев и только потом принимать решение.
    Сейчас я хочу понять, на каких площадках и товарах я зарабатываю больше, а на каких меньше. Может, на чём-то вообще не зарабатываю. Буду следить, как меняются показатели.
    Роман Фатхулин, собственник компании
    Результаты
    1. Cобрали отчёт о движении денежных средств — собственник знает точный остаток средств на счетах в реальном времени.
    2. Разбили расходы на доставку по направлениям — собственник видит, на что именно уходят деньги.
    3. Максимально автоматизировали сбор данных для ОПиУ через интеграцию с МоимСкладом — их не нужно переносить вручную.
    4. Правильно настроили отчёт о прибылях и убытках — собственник видит чистую прибыль компании по каждому направлению.
    5. Сравнили рентабельность по маркетплейсам — в октябре рентабельность Wildberries составила 26%, Ozon — 17%, KazanExpress — 36%. Теперь собственник может отслеживать эти показатели в динамике и решить, какие из направлений развивать, а от каких отказаться.
    • Роман Фатхулин
      собственник компании
    • Эльвира Ильясова
      финдиректор из Финтабло
    • Екатерина Пужаева
      автор кейса
    • Оля Аксенова
      редактор кейса
    Покажем, как повысить точность планирования и тем самым получать больше дивидендов в будущем.
    Запишитесь на онлайн-экскурсию по сервису
    Первые 7 дней бесплатно