Блог › Бизнес › Облачное или коробочное решение: что выбрать для управления финансами компании?
Бизнес
Облачное или коробочное решение: что выбрать для управления финансами компании?
Финансами бизнеса можно управлять с помощью облачных сервисов или коробочных решений. Правильный выбор ПО позволит упростить процессы и эффективно распоряжаться деньгами бизнеса. В статье разберём основные различия между облачными и коробочными решениями, их преимущества и недостатки.
В сфере управления финансами компании существует два типа программного обеспечения: облачные решения и коробочные.
Коробочное решение, или коробка (on-premise), — это программное обеспечение (ПО) для нужд бизнеса, которое устанавливается локально, и все данные хранятся внутри организации.
Классический пример коробочного решения — Microsoft Office и 1C: Предприятие.
Облачное решение, или облачный сервис (SaaS — Software as a Service), предоставляет доступ к ПО через интернет. Это значит, что все данные хранятся на удалённых серверах и доступ к ним осуществляется через веб-браузер.
Популярность SaaS растёт: за последние 10 лет облаков для бизнеса стало значительно больше. Многие банки внедряют подобные решения в свой функционал, например, онлайн-кассы. Среди примеров можно назвать Финтабло, Мой склад, Битрикс24, amoCRM, 1С: Фреш (конфигурация для работы в облаке).
Чтобы разобраться, что лучше выбрать — коробку или облако, разберём их отличия, плюсы и минусы.
Старт работы
Облако
Начать работу с облачным решением довольно просто. Требуется лишь регистрация на платформе, после чего можно сразу же приступать к работе. Нет необходимости в сложной установке или настройке ПО — обновления и техническое обслуживание осуществляются автоматически провайдером, у которого компания приобрела сервис по подписке.
Коробка
Начало работы с коробочным решением требует гораздо больше времени и ресурсов. Сначала нужно приобрести необходимое оборудование для ПО или арендовать его, затем установить и настроить программу. Для этого потребуются ИT-специалисты в штате либо на аутсорсе. А это увеличивает стартовые затраты.
Необходимое оборудование
Облако
Для работы требуется только устройство с доступом в интернет и веб-браузер.
С облачным решением проще получить удалённый доступ, для этого нужно только залогиниться. Войти в систему можно практически из любой точки мира с любого устройства, даже со смартфона. Это значительно упрощает процессы и повышает эффективность работы.
«Облачные решения подходят для любого бизнеса. Кроме тех, у которых служба безопасности не пропустит хранение информации на сторонних серверах. Такие компании чаще всего уже имеют свои серверные и всю необходимую для этого инфраструктуру».
Ирина Алиеваруководитель команды разработки Финтабло
Коробка
Для коробочного ПО может потребоваться дополнительное оборудование, чтобы правильно организовать хранение и обработку данных. Понадобится приобрести или арендовать сервер, настроить сеть и обеспечить резервное копирование данных.
Покупка сервера также требует приобретения оперативной памяти, обустройства специальной комнаты в компании — серверной, системы охлаждения и вентиляции. Конечно, для установки коробочного ПО не всегда обязательно покупать и ухаживать за своими серверами, можно их арендовать. Но и в случае аренды у компании появляются дополнительные ежемесячные расходы.
Программу нужно будет установить на персональное устройства каждого сотрудника, который будет ею пользоваться. А чтобы сотрудники могли получить удалённый доступ к коробочному ПО, могут понадобиться специальные настройки и помощь сотрудников техподдержки.
Безопасность и сохранность данных
Облако
Облачные решения соответствуют высокому уровню безопасности. Компании-провайдеры дорожат своей репутацией и серьёзно относятся к безопасности данных: используют защищённое подключение, современные методы и протоколы шифрования, например, безопасный алгоритм хеширования SHA 256. А также регулярно осуществляют резервное копирование данных и обновляют систему безопасности.
Кроме того, информация автоматически резервируется на удалённых серверах, что снижает риск её утраты.
«В сервисе финансового учёта „Финтабло“ резервная копия данных (бэкап) создаётся в облаке регулярно. Если даже в работе сервиса произойдёт какой-либо сбой, то информацию можно будет быстро восстановить из резервных копий».
Ирина Алиеваруководитель команды разработки Финтабло
Чтобы быть уверенным, что облако для работы с финансовыми данными надёжное, убедитесь, что у компании-провайдера есть:
сертификат соответствия Федеральному закону № 152-ФЗ 3-го уровня защищённости и выше. По закону без этого сертификата нельзя работать с данными;
должный уровень дата-центров — он должен быть не ниже третьего;
международные сертификаты — PCI-DSS, ISO 27 001 и 900. Их наличие будет плюсом;
физические (bare metal) серверы, которые находятся на территории России. В сравнении с виртуальными физические серверы считаются более безопасными, так как в таком случае сервер изолирован от других.
«Некоторые отечественные облачные решения могут быть безопаснее Google Таблиц. Серверы Google находятся за границей, а серверы, например, Финтабло — в России. Также мощности, необходимые для загрузки больших объёмов информации, Финтабло берёт на себя. В то время как в электронных таблицах задействуется оперативная память компьютера пользователя. Поэтому, если нужно перерабатывать большие базы данных, лучше использовать облачный сервис».
Ирина Алиеваруководитель команды разработки Финтабло
Если компания рассматривает вариант перехода с коробочного ПО, важно изучить провайдера, предоставляемую им техподдержку и репутацию на рынке.
Коробка
Коробочные решения предоставляют компании полный контроль над всеми данными, что может быть важно для крупных компаний и организаций с высокими требованиями к конфиденциальности. Однако ответственность за безопасность данных ложится на саму компанию.
Компании нужно будет самой найти и нанять в штат или взять на аутсорс специалистов для внедрения и поддержки систем безопасности, чтобы соответствовать нормам федерального закона о защите конфиденциальной информации. А также обеспечить организацию резервного копирования данных, потому что без этого случайно удалённые данные могут быть утеряны безвозвратно.
Функционал
Облако
Облачные решения часто предлагают широкий функционал и гибкость в настройке. Главное отличие SaaS от коробочной версии — за правку багов, обновления и хранение данных отвечает поставщик, который предоставляет ПО. Сервисы постоянно дорабатываются под запросы пользователей, обновления вступают в силу автоматически — пользователям ничего не нужно устанавливать самостоятельно.
Такие решения легко интегрируются с другими сервисами и приложениями для бизнеса, например, с онлайн-кассами различных банков.
Облачное ПО можно объединить с другими необходимыми для деятельности компании продуктами, настроить интеграцию и автоматизировать обмен данными. Так, например, в Финтабло есть автоматический учёт данных из банков, эквайрингов и других сервисов.
Функционал коробочных решений может иметь ряд ограничений. Набор функций будет зависеть от версии установленного программного обеспечения. Чтобы расширить функционал стандартной версии, потребуются обновления, которые требуют дополнительных затрат и времени на их установку.
Однако коробочный вариант может быть более гибким в плане настройки под специфические потребности компании. Можно сделать индивидуальные доработки программы под новый проект или при изменении в корпоративных процессах. Часто коробки открыты к доработкам за дополнительную плату и могут по запросу изменить или расширить функционал через сеть партнёров-разработчиков.
Стоимость обслуживания
Облако
Облачные ПО предоставляются по подписке, поэтому не придётся ничего разрабатывать или покупать дорогостоящее коробочное решение. Компания может сэкономить ресурсы, так как не придётся нанимать собственных специалистов и проводить исследования. Иногда обновление и поддержка программы может обойтись дороже, чем разработка ПО. Бизнесу просто невыгодно делать всё самому.
Тарифы у облаков могут быть достаточно недорогими, их стоимость варьируется в зависимости от необходимого набора функций. Также в прайс-листе облачных продуктов можно встретить бесплатный пробный период. Его срок может составлять от нескольких дней до месяца, а сам он даёт возможность понять, подходит ли компании эта программа.
Коробочные решения требуют значительных стартовых вложений для покупки ПО, оборудования и затрат на установку. Кроме того, для обслуживания и обновления программного обеспечения может понадобиться своя команда разработки, а это может значительно увеличить стартовый бюджет.
Сравнение затрат на ПО
Сравним затраты на облачное решение на примере Финтабло и коробочное на примере популярной программы 1С: УНФ 8.
Облачный сервис
Коробочное решение
Стартовые вложения
—
От 6 600 до 42 900 руб. в зависимости от набора функций
Расходы на техническую поддержку и обновления
—
Обслуживание по договору 1С: ИТС (информационно-технологическое сопровождение): от 29 376 руб. во время льготного периода
Расходы на добавление рабочих мест
—
Подключение и настройка каждого дополнительного рабочего места — 7 700 руб.
Ежемесячные траты — подписка
От 2 390 до 11 990 руб. в зависимости от набора функций
—
Затраты на ИТ-специалистов
—
+
Резервное хранение
Есть, хранение на серверах сервиса
Есть, хранение на серверах компании
Удалённый доступ
Автоматический удалённый доступ
Есть возможность удалённого доступа, но его настройка — задача компании
Безопасность
Полностью обеспечивает провайдер
Обеспечение безопасности — задача компании
Для малого и среднего бизнеса удобнее пользоваться облачным сервисом ввиду простоты входа и высокой скорости обновлений и правок ошибок. Также при покупке подписки уже подразумевается полная безопасность данных. В облаке всё обновляется автоматически, а в случае коробки вопросом обновления ПО будет заниматься технический специалист внутри организации.
Что выбрать
Выбор между облачным и коробочным решением зависит от конкретных нужд и возможностей бизнеса.
Если важна простота в установке и использовании, а также возможность удалённой работы без дополнительной настройки, то облачное решение будет более предпочтительным. Оно также подойдёт для компаний, которые хотят избежать больших стартовых затрат.
«Облачные сервисы просты в установке, а обновления происходят автоматически. Поэтому, если у компании нет своих разработчиков и сисадминов и нет желания брать специалистов на аутсорс — лучше выбрать для работы облачное ПО».
Ирина Алиеваруководитель команды разработки Финтабло
Если компания имеет строгие требования к безопасности данных и уже обладает необходимой инфраструктурой, можно выбрать коробочное ПО. Оно предоставляет полный контроль над данными и позволяет настроить программное обеспечение под специфические нужды бизнеса.