Что такое ROI
ROI (return on investment) — это финансовый показатель, который используется для оценки возврата вложений в проект. Для его расчёта нужно знать всего 2 параметра: сумму инвестиций (затраты) и доход с них.
ROI используется также для оценки вложений в маркетинг.
Формула:
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/1-ispolzuetsya-2-raza.png)
Пример
Компания вложила 100 тыс. рублей в рекламу в Google ads и получила заказы на сумму 250 тыс. рублей. ROI составляет 150%. Это означает, что каждый рубль, вложенный в рекламу, заработал компании дополнительно полтора рубля.
Зачем считать ROI
Анализ показателя необходим для принятия качественных управленческих решений. Расчет ROI даёт информацию, чтобы:
- оценить рентабельность инвестиций;
- составить бюджет на основе данных прошлых периодов;
- определить эффективные каналы рекламы;
- разрабатывать стратегию роста компании;
- избегать ошибок и не тратить наугад деньги на рекламу;
- отслеживать инвестиционную привлекательность бизнеса.
Например, предприниматель, узнав значение показателя, решает вкладывать деньги в проект.
Для кого важен ROI
- Предприниматели оценивают окупаемость проекта с помощью ROI. Он показывает, окупаются ли инвестиции в бизнес, помогает увидеть, над чем актуальнее работать: над оптимизацией расходов или над увеличением продаж.
- Инвесторы смотрят на показатель и решают, вкладывать ли деньги в акции компании.
- Маркетологи используют показатель для оценки окупаемости вложений в рекламу.
- Показатель нужен и финансистам, так как без него не построить финмодель и не запланировать рост.
Как рассчитать ROI
Обычно для бизнес-задач достаточно самой простой формулы:
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/1-ispolzuetsya-2-raza.png)
Формула даёт общее понимание рентабельности вложений. Например, чтобы узнать окупаемость проекта, нужно брать затраты и доходы этого проекта.
Есть более сложная формула, её используют финансисты, чтобы узнать доходность инвестиций не за проект, а за период.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/2.png)
Шаблон в Excel
ROI можно посчитать в Экселе или в Гугл-таблицах. Основной минус этого способа — нужно вводить данные из источников вручную. Зато, в таблице сохраняется история вычислений.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/3.-primer-raschyota-v-gugl-tablitsah.png)
Пример расчёта в Гугл-таблицах
Скачайте набор таблиц для управления финансами бизнеса
Онлайн-калькуляторы
Онлайн-калькуляторы помогают автоматически рассчитывать ROI. Всё, что надо сделать, это ввести числа и нажать на кнопку.
Минус только в том, что нельзя сохранять результаты и смотреть динамику. Чтобы следить за изменением результатов, нужно записывать их себе в табличку.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/4.-raschyot-v-kalkulyatore-checkroi-1024x559.png)
Расчёт в калькуляторе Checkroi
Другие калькуляторы ROI: Ciox, Advego, Unisender
Использование сервисов сквозной аналитики
Если возврат инвестиций нужно считать в промышленных масштабах, понадобится автоматизация. Автоматизировать расчет поможет сквозная аналитика.
Сквозная аналитика — это инструмент, который собирает данные о пользователях со всех каналов в одном месте и позволяет анализировать эффективность каждого канала продвижения.
Сквозная аналитика — это интеграция данных из разных каналов:
- CRM-система
- Коллтрекинг — отслеживание звонков
- Веб-аналитика
- Данные из рекламных кабинетов
- Мессенджеры, электронная почта
Сквозную аналитику можно сводить вручную, купить готовое решение или собрать самим с помощью Google Data Studio или Power BI.
Что рассчитывается вместе с ROI для оценки инвестиций
ROE — рентабельность собственного капитала
ROE (Return on Equity) показывает сколько ваши деньги зарабатывают чистой прибыли. В дополнении к ROI оценивает стабильность бизнеса в долгосрочной перспективе.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/5.png)
ROE отвечает на вопрос, не выгоднее ли выбрать другое применение ресурсов: положить деньги на банковский счёт, вложиться в недвижимость или другие активы.
Обычно высокий показатель рентабельности говорит о высокой прибыли на вложенный капитал и считается положительным сигналом.
Следить за ROE в динамике можно на графике в Финтабло.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/6.-grafik-rentabelnosti-sobstvennogo-kapitala-v-servise-finuchyota-fintablo.png)
График рентабельности собственного капитала в сервисе финучёта Финтабло
Узнайте о всех возможностях Финтабло
Покажем, как сервис поможет упростить финансовый учет и найти где вы теряете деньги
Бесплатно
Займёт 40 минут
Zoom, Skype или Google Meet
Елена Чумакова
Финансовый директор
NPV — чистая приведенная стоимость
NPV (Net Present Value) позволяет рассчитать не только доходность, но и время необходимое для возврата инвестиций. NPV отвечает на вопрос, сколько прибыли проект принесет через год, 2 года или 5 лет.
Выбирать метрики стоит исходя из конкретных обстоятельств и целей инвестирования.
Отличия от ROMI, ROAS и ДРР
ROMI, ROAS и ДРР — все эти термины используются в маркетинге, чтобы измерить эффективность инвестиций. Но в чем разница между ними?
ROMI
ROMI (Return on Marketing Investment) — это метрика, которая позволяет определить, сколько вы заработали от вложенных в маркетинг денег. ROMI используется только для анализа маркетинговых кампаний.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/7.png)
ROAS
ROAS (Return on Advertising Spend) — это показатель для оценки конкретной рекламной кампании. ROAS — это еще более узкая метрика, чем ROMI.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/8.png)
ДРР
ДРР — доля рекламных расходов или CRR (Cost Revenue Ratio). Это коэффициент отношения расходов на рекламу к доходу, который она принесла. ДРР можно рассчитывать не только для отдельных рекламных кампаний, но и для рекламного канала в целом.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/9.png)
Как оценить ROI
ROI неинформативен в отрыве от контекста.
Можно получить высокий процент при низкой прибыли и наоборот, средний — при высокой прибыли. Без знания реального дохода и расхода, ориентируясь только по показателю, нельзя сказать, получает ли бизнес максимум.
Компания |
Продано товаров |
Доход |
Расход |
Прибыль |
ROI |
Компания A |
100 |
5000 |
3000 |
2000 |
150% |
Компания B |
2000 |
120 000 |
90 000 |
30 000 |
33.33% |
Компания, А использует ресурсы эффективно, но при объем продаж и прибыли небольшой. Компания В продает много, но конверсия значительно ниже.
Нормальное значение ROI:
- Для бизнеса приемлемо значение показателя выше ставки банковских вкладов, то есть около 10%. Если значение ниже, выгоднее положить деньги в банк.
- В маркетинге ROMI должен быть больше 100%. Бывают рекламные кампании с ROMI в 4−5 раз выше вложенных средств.
- На фондовом рынке показатель может быть чуть больше или меньше 0 в зависимости от рисков, связанных с конкретной инвестицией.
Примеры расчёта в разных сферах
Приводим примеры из разных отраслей: интернет-маркетинг, торговля, обучение, покупка оборудования.
Рекламная кампания в Яндекс. Директ
Маркетологи запустили контекстную рекламу в Яндекс. Директ, чтобы привлечь новых клиентов на свой сайт. За месяц кампания принесла 100 000 рублей. Затраты на рекламу составили 20 000 рублей, а себестоимость проданной продукции 30 000 рублей.
Рассчитаем валовую прибыль: 100 000 — 30 000= 70 000 рублей.
ROMI = (70 000 — 20 000) / 20 000 * 100% = 250%
Это означает, что каждый вложенный в рекламу рубль приносит 2,5 рубля.
Торговля
Владелец торговым бизнесом и оценивает, насколько прибыльное направление интернет-магазина. За последний год интернет-магазин заработал 500 000 рублей, а затраты на его содержание — трафик, зарплаты, платформа, налоги составили 400 000 рублей. В этом случае расчет будет следующим:
ROI = (500 000 — 400 000) / 400 000 * 100% = 25%
Таким образом, магазин окупает вложения на 25%.
Обучение сотрудников
Бизнес потратил 50 000 рублей на обучение своих сотрудников, что позволило увеличить производительность на 10% и снизить фонд оплаты труда на 70 000 рублей.
ROI = 70 000 / 50 000 * 100% = 140%
Это означает, что каждый вложенный рубль в обучение сотрудников принес 1,40 рубля.
Оборудование
Производственный бизнес инвестировал $ 100,000 в новое оборудование, что позволило снизить расходы на производство на $ 20,000 в год.
ROI = (20,000 / год) / 100,000 * 100% = 20%
Это значит, что компания окупит свою инвестицию через 5 лет и каждый вложенный доллар в оборудование принесет ей 20 центов прибыли ежегодно.
Нюансы при расчёте
- На выручку косвенно влияют множество факторов: качество сервиса, работа менеджера, наличие товара на складе, скорость загрузки сайта и т. д. Поэтому не стоит поспешно закрывать направление, если результат не такой хороший, как хотелось бы.
- Нужно учитывать курсовую разницу. Курс валют может измениться за период расчета, важно это учитывать.
- В случае с оценкой рекламы, важно определиться с моделью атрибуции. Модель атрибуции помогает понять, какая именно маркетинговая активность привела к покупке.
- Необходимо проводить анализ в динамике. Это позволит увидеть тенденции изменения ROI за определенный период.
Ошибки при расчёте
- Неправильное определение затрат. Это основная ошибка, которая может привести к сильному искажению результата. Например, забыть посчитать расходы на сервис, который участвует в управлений рекламой.
- Неправильный расчет выручки за период. Важно отличать понятия выручки и прибыли. А также корректно рассчитывать выручку. Например, авансы от клиентов за еще не оказанные услуги — это не выручка.
- Неверное распределение расходов между разными проектами и направлениями. Разбить расходы по направлениям сложно, особенно, если идет поток расходов по каждому.
- Не учтены сделки, где клиенты долго «грелись до покупки». Клиент может увидеть рекламу и думать 1−2 месяца, особенно это актуально для крупных покупок.
- Опора только на ROI без анализа других данных.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/10-13.png)
Когда ROI не нужен
- ROI не информативен на старте бизнеса, пока компания еще не генерирует прибыль. Если считать ROI в первые месяцы жизни стартапа, он будет отрицательным.
- Показатель не даст корректной картины по каналам маркетинга, если не получается оценить, какая реклама играет решающую роль. Такое бывает в продуктах с длинным циклом принятия решения, когда не удается выявить, какой канал привел клиента. Например, при покупке недвижимости, человек может увидеть рекламу и заинтересоваться, но купить квартиру через год.
- Если на доход влияют внешние факторы. Например, ROI будет выше обычного, если продукт бесплатно порекомендовал эксперт.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/12-1.png)
Плюсы и минусы ROI
ROI обладает своими плюсами и минусами, или возможностями и ограничениями, которые нужно знать, чтобы получать пользу от анализа.
Возможности |
Ограничения |
Для бизнеса: быстро оценить финансовую ситуацию |
Не учитываются все факторы от которых зависит доход |
Сравнить несколько компаний с точки зрения инвестиционной привлекательности |
Не информативен в сложных случаях (без учета среднего чека, нормы дохода, с длинным циклом продаж) |
Для маркетинга: оценить эффективность рекламных каналов |
Нельзя опираться только на ROI, нужно оценивать и другие показатели. |
Для инвестиций: учесть все виды инвестиционных доходов, в том числе долгосрочных |
Не помогает сделать надежный прогноз |
Оценить правильность инвестиционных решений |
|
ROI для предпринимателя
В бизнесе
ROI отвечает на вопрос, окупаются ли вложения или проект приносит убыток.
Что будет значить результат подсчета:
- > 100 % — вложения окупились, и проект принёс прибыль.
- = 100 % — вложения окупились полностью, то есть вернулись в двойном размере.
- < 100 % — вложения окупились только частично, проект убыточный.
В маркетинге
ROI отвечает на вопрос, насколько эффективны вложения в маркетинг. Для составления отчёта предпринимателю нужно знать суммарный доход, полученный от маркетинговых кампаний, и затраты на эти кампании.
Например, если компания инвестировала 10,000 в маркетинговую кампанию и получила в результате $ 15,000, то показатель будет равен:
ROI = (15,000 — 10,000) / 10,000 * 100% = 50%
Таким образом, маркетинговая кампания окупилась наполовину.
Важно отметить, что ROI не является единственным KPI работы маркетолога. Следует учитывать и другие факторы, такие как уровень узнаваемости бренда и охват от рекламы, количество новых клиентов и повторных покупок и т. д.
Я посчитал, что дальше
Что делать с результатами расчёта:
- Сравните результат со среднерыночным;
- Определите нецелевые расходы и решите, как их оптимизировать;
- Внесите корректировки в проект, отключите неэффективные каналы;
- Проведите эксперимент с новыми гипотезами с корректировками действий в процессе.
Как увеличить ROI
Несколько рекомендаций по увеличению ROI:
- Оцените эффективность текущих инвестиций. Проанализируйте, какие инвестиции приносят наибольшую прибыль, а какие являются неэффективными, и перенаправьте свои финансовые ресурсы на более успешные проекты.
- Оптимизируйте процессы. Используйте автоматизацию, чтобы повысить эффективность работы сотрудников. Это позволит снизить время рутинной работы и повысить производительность.
- Оцените, какие каналы маркетинга приносят наибольшую отдачу. Перераспределите бюджет в пользу развития этих каналов.
- Рассмотрите возможность снижения затрат. Найдите способы снижения расходов на персонал, аренду и т. д. Это может помочь повысить ваш ROI, не снижая качество продукции или уровень обслуживания.
- Ищите новые возможности для привлечения целевой аудитории. Рассмотрите возможность расширения ассортимента продуктов или услуг, внедрение программы лояльности, или вхождения на новые рынки. Это может помочь увеличить прибыльность.
![](https://fintablo.ru/wp-content/uploads/2023/05/11-1.png)
Заключение
Подводя итоги, ROI — метрика, которая показывает доход от вложений и используется для оценки эффективности проекта или рекламы.
Коэффициент окупаемости инвестиций — один из ключевых показателей, необходимых для анализа работы компании. Расчет этого показателя помогает понять, окупаются ли вложенные средства. Знание показателя позволяет корректировать маркетинговую стратегию, повышать прибыльность и эффективность работы.