Набор шаблонов для оцифровки бизнеса

Получите базовые отчёты для управления бизнесом в Google-таблицах: ДДС, ОПиУ, Платёжный календарь и др.

Скачать шаблоны →

Функции и виды финансов

Когда говорят про финансы, часто подразумевают просто деньги. На самом деле это понятие более широкое. Если разобраться в сути финансов, можно заработать больше за счёт роста эффективности использования. Рассказываем, что такое финансы, в чём их отличие от денег и как ими управлять в бизнесе.

Что такое финансы

Финансы — это деньги в обращении, которые получают компании от операционной деятельности, а также физические лица и государство. Чтобы деньги стали финансами, ими нужно расплатиться, распределить по счетам или фондам либо куда-нибудь инвестировать.

Финансы выполняют важную функцию в экономике: обеспечивают денежные потоки между предпринимателями, государством, людьми, участниками рынка ценных бумаг, негосударственными фондами. Например, компания покупает материалы для производства: в этот момент начинается оборот и деньги предприятия становятся финансами. После завершения операционного цикла потраченные средства вернутся компании в виде выручки от продажи готовой продукции.

Рассмотрим основные признаки финансов.

  • Денежный характер. Финансы всегда можно оценить в деньгах. Они включают счета в банках, ценные бумаги, кредиты, наличные.
  • Обращаются в экономике. Финансы используют для расчётов, распределения ресурсов и в других операциях. В этот момент возникают финансовые потоки. Например, когда получают прибыль или зарплату, платят налоги, покупают товары, сырьё и материалы.
  • Можно приумножать. К этому стремятся как предприятия, так и физические лица: вложить и направить свои деньги и активы так, чтобы ещё больше заработать.

За определением «финансы» скрываются деньги, которые находятся в обороте. Простыми словами, это деньги в движении, которые отображают все ресурсы бизнеса.

Какие бывают финансы

Финансы различают по форме собственности, то есть в зависимости от того, кому они принадлежат.

Корпоративные — это ресурсы компаний, выручка, прибыль, имущество, накопления и инвестиции.

Государственные — деньги в обороте государственной системы: госбюджет, внебюджетные фонды, госкредиты, муниципальные или региональные бюджеты.

Международные — финансовые ресурсы, которые обращаются между разными странами. Например, иностранные ценные бумаги, инвестиции, кредиты.

Общественные — деньги некоммерческих организаций. Это могут быть общественные объединения, благотворительные фонды. Обычно они формируются за счёт взносов и пожертвований.

Личные — деньги физических лиц: зарплата, пенсии и пособия, стипендии.

Как возникает финансовая система

Финансы, в отличие от денег, не могут существовать сами по себе. Они участвуют в обороте, обмене денег на ресурсы и постоянно находятся в движении. Этот процесс называют финансовой системой.

Финансовая система — это структура, где несколько участников и подсистем. В этой системе обращаются все деньги страны и мира. Например, собственник бизнеса получает прибыль и оплачивает налог. В этом случае в обороте участвуют финансы компании и государства. Когда работник получает выплату из бюджета, возникает движение денег между финансами государства и личными финансами.

Рассмотрим, из чего состоит финансовая система.

Государственные финансы. К этой категории относят финансы госбюджета, региональных, муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов. За счёт этих средств строят больницы, дороги, содержат армию, используют на нужды городов и регионов, оказывают медицинские и социальные услуги населению.

Финансы предприятий. К этой категории относят корпоративные финансы или ресурсы, которые получает компания от реализации товаров и услуг. Здесь важно отметить, что это основной источник доходов государства. Компания управляет финансами, чтобы обеспечить финансовую устойчивость и рост прибыли.

Финансы населения. Это все деньги граждан, которые они получают в виде зарплаты, пособий, пенсий. Физические лица также управляют финансами: планируют, перераспределяют или инвестируют, тратят на товары и услуги.

Финансы предприятий — это основа государственной финансовой системы. Именно они запускают процесс, в результате которого появляется валовый внутренний продукт. При этом у каждой организации есть своя подсистема.

«Финансовая система фирмы зависит от того, что хочет получить собственник, формы управления финансами и оборотов бизнеса. В небольших организациях участников процесса немного, часто собственник самостоятельно справляется с подготовкой и настройкой необходимых отчётов. Чем больше организация, тем сложнее информация, которую нужно обрабатывать».

Ирина Ремневафинансовый директор

Какие функции выполняют финансы

Финансы участвуют в экономических отношениях. От них зависит финансовое состояние и благополучие государства, компаний и физических лиц. Исходя из этого финансы выполняют несколько основных функций.

Распределительная. Финансы делят между статьями затрат, проектами, субъектами государства и другими сторонами финансовой системы. Для этого расставляют приоритеты и определяют необходимую сумму.

Контрольная. Это механизмы аудита, финансового учёта и контроля. Они необходимы для оценки эффективности использования ресурсов.

Регулирующая. Финансы регулируют экономическую систему. Эту функцию финансов обеспечивает государственная финансовая политика, различные законы и нормативные акты. Так получится предотвратить финансовый кризис и поддержать экономический рост.

Стабилизирующая. Финансы смягчают и стабилизируют различные колебания в экономике. Для этого используют различные инструменты, которые минимизируют риски и обеспечивают финансовую устойчивость. Например, государство вводит потолок цен или повышает пошлины на импортные товары.

Финансы в бизнесе

Цель любого бизнеса — получить прибыль. Чтобы обеспечить компанию стабильным доходом, финансами нужно управлять. Сами по себе они существовать не могут. Для этого контролируют и оптимизируют расходы, инвестируют свободные денежные ресурсы, оценивают и стимулируют доходы. Всё это приводит к росту прибыли и развитию бизнеса.

«В финансовой отчётности чётко разделяют деньги и финансы. То, что лежит на счетах, — относится к деньгам, а все активы — это финансы компании».

Ирина Ремневафинансовый директор
Для эффективного управления используют систему финансового управления. У каждого бизнеса она своя, но имеет общие уровни.

Управленческий учёт. Это сбор и анализ всех финансовых данных, который даёт возможность получить чёткое представление о текущем состоянии бизнеса. Если собственник знает реальное положение дел в организации, он может принимать правильные управленческие решения, избегать проблем и двигать бизнес вперёд. Управленческая отчётность не имеет строгой формы, каждая компания может подстроить её под себя.

Выделяют три главных отчёта, которые нужны каждому предприятию:

  • Отчёт о движении денежных средств (ОДДС);
  • Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ);
  • управленческий Баланс.

Отчёт о движении денежных средств показывает, сколько денег есть на счетах компании, откуда они приходят и куда уходят, хватит ли денег на финансирование нового проекта. В сервисе автоматизации управленческого учёта Финтабло ОДДС можно формировать по статьям, контрагентам, счетам, направлениям и видам деятельности.

Сальдо и остаток средств в ОДДС в Финтабло

Отчёт о прибылях и убытках показывает выручку и расходы организации за определённый период и помогает собственнику понять, сколько бизнес заработал в этом месяце, квартале или году.

ОПиУ в Финтабло автоматически рассчитывает чистая прибыль

Управленческий Баланс содержит полную информацию о финансовом положении организации. Он состоит из двух блоков: активов и пассивов. Активы показывают, чем владеет предприятие, а пассивы — на какие средства всё это было куплено: собственные или заёмные.

Баланс в Финтабло после первой сборки обновляется автоматически

Бухгалтерский учёт. Этот вид учёта является обязательным для всех компаний, кроме ИП и самозанятых. В бухучёте показывают все операции фирмы, движение активов и обязательств. Позже эти данные передаются в налоговую, которая осуществляет надзор за финансовой деятельностью компаний.

На основе данных бухгалтерского учёта формируют финансовую отчётность. Она имеет строгую форму и состоит из бухгалтерского Баланса, Отчёта о финансовых результатах и приложений к ним. Приложения к бухгалтерскому Балансу и Отчёту о финансовых результатах состоят из Отчёта об изменениях капитала, Отчёта о движении денежных средств, пояснений к бухгалтерскому Балансу и Отчёта о финансовых результатах.

Налоговый учёт. Такой вид учёта помогает правильно определить налогооблагаемую базу, а значит, рассчитать налоги. Он является обязательным для всех юридических лиц и ИП. Основные отличия от бухгалтерского учёта — в разном подходе к отражению одних и тех же операций. Например, часть доходов и расходов могут принимать к учёту в разное время или по разным нормам.

Систем управления финансами может быть и больше. Некоторые организации используют систему бюджетирования, анализа или мотивации сотрудников: бонусы и KPI.

«Для эффективного управления необходимо собирать и анализировать все три главных отчёта. Они помогут увидеть слабые места бизнеса, оценить эффективность и перспективы развития бизнеса. Если грамотно выстроить систему управленческого учёта, у собственника будут твёрдые цифры для принятия правильных управленческих решений».

Ирина Ремневафинансовый директор

Как управлять финансами компании и анализировать их

Управление финансами означает сбор данных, их анализ и контроль. Если деньги не контролировать, можно упустить момент, когда компания начнёт тратить больше, чем зарабатывает. Это может привести к серьёзным финансовым трудностям, долгам и даже к банкротству организации.

Управление финансами компании состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Определить цель. На этом этапе собственник бизнеса фиксирует текущее положение дел и находит узкие места, где компания теряет деньги. Это может быть связано со снижением продаж, неэффективным использованием ресурсов, ростом запасов.

Шаг 2. Составить план отчётности. Владелец компании определяет список необходимых отчётов, сроки их составления и предоставления.

Шаг 3. Назначить ответственных. На этом этапе назначают ответственных лиц по каждому отчёту. Это могут быть начальники подразделений, финансовые директора, менеджеры или специалисты.

«Чтобы управлять финансами в компании, предпринимателю необходимо начать с цели, стратегии и финмодели бизнеса. Финансовая модель поможет узнать, сколько необходимо денег для реализации цели и откуда их можно взять. Затем внедряют управленческий учёт, назначают ответственных лиц и автоматизируют процесс сбора и обработки информации.

Если компания давно на рынке, можно формировать фонды под определённые цели и копить на подушку безопасности. Это поможет избежать серьёзных финансовых проблем в дальнейшем».

Ирина Ремневафинансовый директор
Шаг 4. Анализировать результат. Результаты отчётности анализируют и делают выводы. Это помогает получить общую картину положения дел в компании. Ещё, при необходимости, рассчитывают коэффициенты. Показатели могут быть разные, выбирать нужно в зависимости от цели, стадии развития компании, отрасли и масштабов.

Расскажем об основных показателях, за которыми важно следить.

  • Чистая прибыль — разница между выручкой и расходами, показывает эффективность бизнеса. Чтобы её найти, из выручки вычитают все расходы, включая налоги, амортизацию и проценты по кредиту.
  • Денежный поток — разница между поступлениями и списаниями на счетах компании. Положительный денежный поток означает, что у компании поступлений больше, чем списаний. Если поток отрицательный, денег на текущие платежи может не хватить.
    Динамика поступлений и списаний на графике в Финтабло
  • Показатели рентабельности — отражают эффективность использования ресурсов или работы бизнеса в целом. Можно рассчитать рентабельность активов, продаж или собственного капитала, рентабельность по видам прибыли. Динамику коэффициентов желательно постоянно отслеживать, чтобы вовремя среагировать, если показатели начнут снижаться.

    Динамика рентабельности по чистой прибыли на графике в Финтабло

Шаг 5. Разработать мероприятия в случаях отклонения от плана. Бывает, что в процессе анализа выявляют различные отклонения. Например, продали меньше, чем планировали, а потратили больше. Такие отклонения важно своевременно фиксировать и выяснять причины их возникновения. После этого собственник вместе с финансовым директором или менеджером занимаются тем, что разрабатывают шаги по устранению отклонений. Например, для увеличения объёмов реализации вносят изменения в ценообразование или внедряют для отдела продаж систему KPI и бонусов.

Есть несколько способов, которые помогут навести порядок в финансах. Один из них — вести график поступлений и выбытий, планировать траты и приход денег, составлять прогнозы.

Функцию управления финансами можно возложить на финансового директора на аутсорсе или использовать сервис автоматизации финансового учёта. Например, в Финтабло благодаря интеграциям с банками и другими сервисами ключевые показатели рассчитываются автоматически. Информацию удобно сравнивать с разными периодами и, таким образом, получать полную картину о состоянии бизнеса.

«Если в компании проблемы с финансами, необходимо разобраться в причинах и составить дорожную карту по выходу из кризиса. Например, в случаях кассовых разрывов работают с дебиторской задолженностью, формируют фонды, ведут Платёжный календарь с детализацией по дням. При затоваренности считают оборачиваемость, анализируют запасы и избавляются от неликвидных позиций, пересматривают ценовую политику, проводят акции».

Ирина Ремневафинансовый директор

Коротко

  1. Термин «финансы» означает деньги в обращении. Они являются выражением всех ресурсов, которые есть у компании.
  2. В зависимости от того, кем используются финансы, они могут быть корпоративными, государственными, международными и личными.
  3. Систему, в которой обращаются все деньги, называют финансовой. В ней формируются финансовые потоки и перераспределяются ресурсы между разными участниками, институтами и правительством.
  4. Выделяют несколько функций финансов. С их помощью распределяют и контролируют доходы и расходы, регулируют и стимулируют экономику.
  5. Финансы в бизнесе не могут существовать сами по себе. Собственник управляет ими, чтобы получить больше прибыли, сохранить и приумножить капитал.
  6. Для управления финансами важно собирать и анализировать данные, проводить оптимизацию расходов и составлять дорожную карту по устранению отклонений от плана.