Как в онлайн-школе планируют бюджет на новые запуски
Собственник онлайн-школы боялся, что ему не хватит денег на запуск новых потоков. Считал выручку на коленке и не знал эффективность курсов. Сейчас в школе ведут учёт сделок и планируют траты на будущие потоки в Платёжном календаре — собственник заранее знает, сколько денег потребуется.
Бизнес: Онлайн-школа психологии.

Проблемы: Полноценного учёта в компании нет — выручку считают на коленке. Из-за этого точно не знают, хватит ли денег на запуск нового потока и в каком финансовом положении находится компания.

Задачи: Наладить учёт сделок и собрать Отчёт о прибылях и убытках — он покажет выручку по каждому направлению и поможет оценить рентабельность курсов. Начать планировать траты по будущим потокам, чтобы всегда знать, сколько денег нужно на их запуск.

Результаты: Выстроенный в Финтабло контур учёта помог собственнику оценить эффективность потоков и узнать выручку школы по направлениям. Траты на запуски теперь планируются в Платёжном календаре — собственник заранее знает, сколько денег потребуется.
Содержание
Запуски новых потоков вызывали тревогу
Онлайн-школа «Фрейд и Ко» специализируется на курсах по психологии. «Фрейд и Ко» — выдуманное название, мы используем его, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. Это единственное, что мы изменили в кейсе: сама история реальна.

У «Фрейд и Ко» 4 постоянных курса, периодически по каждому из них запускают новые потоки. Запуск проходит раз в два месяца, поэтому выручка у компании плавающая: в прошлом месяце запустили курс и заработали 5 млн, а в этом запуска не было — выручка нулевая.
Из-за этого у владельца не было чёткого представления о финансовом положении бизнеса.
Нерегулярные поступления вынуждали сомневаться в каждой трате, ведь деньги могли закончиться в любой момент. Запуски новых потоков неизменно вызывали тревогу: а вдруг средств не хватит и придётся влезать в долги и кредиты? Вдобавок ко всему, никто не знал чистую прибыль компании и сколько денег приносит каждый курс. Вместо развития бизнеса собственник старался на всём сэкономить, упуская возможности для роста.

А всё потому, что в компании не было грамотного финучёта.
Обратились к финдиректору
Поначалу собственник пытался настроить учёт самостоятельно: зарегистрировался в Финтабло и начал вести Отчёт о движении денег. Но этого было мало, ведь в ОДДС не видно, сколько денег реально зарабатывает каждое направление. Собственник задумался о внедрении Отчёта о прибылях и убытках и пришёл с этим запросом к финансовому директору.
Собственник хотел видеть финансовый результат по каждому из курсов — без ОПиУ это невозможно. Также предстояло наладить учёт сделок и научиться планировать новые запуски в Платёжном календаре.
Екатерина Яхонтова, финансовый директор
Фронт работ был следующим:

  1. Наладить учёт сделок
  2. Собрать корректный отчёт о прибылях и убытках
  3. Научиться планировать траты на новые запуски в Платёжном календаре
Остановимся подробнее на каждом из этих этапов.
Настроили учёт сделок
Раньше собственник не знал, какую выручку ему приносит каждый из потоков. В компании действует внутренняя рассрочка, оплаты по ней поступают в течение 3—6 месяцев, и отследить, к какому потоку они относятся было затруднительно — в компании не вели учёт сделок.
Какие риски могут возникнуть, если не вести учёт сделок в проектном бизнесе, объясняет руководитель Отдела финансового консалтинга Финтабло Софья Бурцева:
В проектных бизнесах клиенты могут расплачиваться несколькими траншами — оплаты растягиваются на несколько месяцев. Без учёта сделок сложно отследить, была ли получена оплата в полном размере и кто сколько должен за уже завершённые проекты. Может показаться, что компания мало заработала на сделке, когда на самом деле оплата за неё не была получена полностью.

Учёт сделок помогает узнать точную выручку и понесённые расходы по проекту. Без этих данных оценить рентабельность проектов невозможно. Компании рискуют «застрять» на невыгодных им сделках, сами того не зная, и вместо прибыли работать в убыток.
Софья Бурцева, финдиректор и руководитель Отдела финансового консалтинга Финтабло
Чтобы оценить эффективность запусков, в онлайн-школе настроили учёт в модуле Сделки. Запуск нового потока заносят как отдельную сделку и прикрепляют к ней все связанные расходы и поступления. Выручку признают после окончания курса, так как в процессе кто-то из учеников может оформить возврат. А после признания выручки видят, какая сумма уже поступила на счёт, а какая придёт позже — после погашения учениками рассрочки.
Учёт сделок в Финтабло
При учёте сделок в Финтабло автоматически рассчитывается их рентабельность — по ней собственник оценивает эффективность запусков.
По каждой сделке автоматически рассчитывается рентабельность
Регистрируйтесь и начните вести учёт бесплатно
Пробный период — 7 дней. Привязывать карту не нужно
Увидели в ОПиУ выручку по направлениям
Данные о доходах и расходах по сделкам автоматически поступают в Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ). Теперь собственник видит, какую выручку ему приносит каждый из курсов, и может оценить их эффективность.
Выручка по направлениям в ОПиУ
На скриншоте видно, что запуск второго курса принёс выручки на 500 000 ₽ больше, чем запуск первого. Значит, он собрал больше учеников, и спрос на него оказался заметно выше.

Когда в ОПиУ появятся данные по остальным курсам компании, станет окончательно ясно, какое из направлений приносит школе больше всего денег. А сравнив выручку с расходами, можно будет понять, какой из курсов наиболее рентабельный — и сделать упор на него.
Планируют траты на запуски в Платёжном календаре
Благодаря учёту в модуле Сделки, у собственника есть быстрый доступ к данным о том, сколько было заработано на предыдущих потоках и какие были по ним расходы. Это помогает планировать бюджеты на будущие запуски.
Ответить на вопрос, хватит ли школе денег на новый запуск, помогает планирование. Мы заранее разносим в Платёжном календаре планируемые поступления и списания по потоку, и видим, сколько денег нужно на запуск в целом и когда нам нужно выплачивать конкретные суммы.
Екатерина Яхонтова, финансовый директор
Коротко
Владелец онлайн-школы переживал, что компании не хватит денег на запуск новых потоков, а выручку считал на коленке. Финдиректор помогла настроить учёт в Финтабло.
В результате:

1. В компании появилась система финансового учёта, и собственник может управлять бизнесом, опираясь на точные цифры.

2. Владелец может оценить эффективность каждого из потоков, видит, сколько на него было потрачено и сколько составила выручка.

3. Был собран полноценный Отчёт о прибылях и убытках — в нём собственник видит выручку по направлениям и скоро сможет выявить наиболее рентабельное. Уже сейчас он знает, что запуск второго курса принёс выручки на 500 000 ₽ больше, чем запуск первого.

4. Собственник научился планировать траты на будущие потоки в Платёжном календаре. Это помогает убедиться, что денег на запуск точно хватит и компании не придётся влезать в долги и кредиты.

5. После автоматизации финучёта собственник стал спокоен — он видит реальное состояние бизнеса и ищет пути развития.

  • Екатерина Яхонтова
    финансовый директор
  • Софья Бурцева
    руководитель Отдела финансового консалтинга Финтабло
  • Екатерина Пужаева
    автор кейса
  • Оля Аксенова
    редактор кейса
Покажем, как повысить точность планирования и тем самым получать больше дивидендов в будущем.
Запишитесь на онлайн-экскурсию по сервису
Первые 7 дней бесплатно