Вебинар 30 мая с финансовым экспертом Ириной Пермяковой

Онлайн-школы: как настроить правильный финансовый учёт

Регистрация →

Как рассчитать точку безубыточности

Учимся рассчитывать точку безубыточности на данных из отчётов и анализируем результат вместе с финансовым директором Екатериной Яхонтовой.

Что такое точка безубыточности

Точка безубыточности — это объём продаж, который необходимо сделать, чтобы выйти в ноль. Иными словами, сколько нужно получить дохода, чтобы окупить все расходы.

Варианты терминов

Точка безубыточности = Порог рентабельности = Точка рентабельности = Критическая точка продаж = Точка нулевой прибыли = Точка нулевой рентабельности = Нулевая точка = BEP (break even point) = CVP (cost volume profit) = Безубыточный объём производства = Цена безубыточности

Далее в тексте мы будем использовать сокращение ТБУ.

На графике видно, почему именно «точка» — самое подходящие название показателя

«Точка безубыточности — это тот уровень продаж, при котором общие доходы равны общим расходам. Всё, что компания зарабатывает сверх этого значения, станет её прибылью».

Екатерина Яхонтова, финансовый директор
Статья по теме:
Как посчитать рентабельность бизнеса

Расчёт точки безубыточности

Формула для расчёта

Чем ниже уровень безубыточности, тем легче бизнесу будет его достичь.

Для вычисления ТБУ нужна рентабельность по маржинальной прибыли, или ещё её называют маржинальность. Чем ближе значение маржинальности к 100 %, тем прибыльнее для бизнеса продавать товар.

Маржинальная прибыль (маржа) показывает, сколько денег остаётся у бизнеса после оплаты всех переменных расходов, то есть расходов, необходимых для выполнения заказа или оказания услуги.

В этой формуле выручка без учёта НДС и акцизов.

Статья по теме:
Маржинальная прибыль: что это и как рассчитать

Когда считать

Точку безубыточности рассчитывают на старте, чтобы наметить цель, в которую предприятие должно двигаться. Далее полезно анализировать показатель в течение жизни компании, раз в определённый период. Длина периода зависит от предприятия, индустрии, стратегии и целей.

  • Месяц. Этот вариант наиболее распространён и подходит большинству сфер бизнесов. Подсчёт точки безубыточности за месяц обеспечивает более стабильную и надёжную основу для финансового планирования и анализа.
  • Квартал. Если ваш бизнес имеет долгий цикл сделки, то вычисление ТБУ за квартал может быть более релевантным. Результаты расчёта на квартал могут быть интересны инвесторам и собственникам.
  • Год. Для бизнесов, где результаты могут быть значительно размазаны во времени. Например, исследования и разработка, или строительство жилых комплексов (не частных домов), анализ точки безубыточности за год будет более информативным. Он позволяет увидеть долгосрочную перспективу, оценивать результаты и планировать более адекватно.

«Помните, что точка безубыточности может изменяться в зависимости от периода, который вы выбираете для расчёта, и изменения в таких факторах, как цены и расходы. Поэтому регулярное обновление вычислений является хорошей практикой руководителя».

Екатерина Яхонтова, финансовый директор

В каких ещё случаях полезна ТБУ

  • При продаже бизнеса. Расчёт поможет покупателю быстро сравнить аналогичные варианты и понять, какой из них выгоднее.
  • Для вывода бизнеса из кризиса, во время форс-мажоров. Расчёт ТБУ поможет проанализировать структуру затрат и понять, какие из них нужно оптимизировать.
  • Когда меняются внешние условия, например налоговое законодательство, курс валют или состояние рынка.

Как считать

В денежном выражении

Вычисление точки безубыточности в денежном выражении — самый распространённый вариант, который подходит для любого бизнеса с любыми товарами или услугами. ТБУ покажет, на какую сумму нужно продавать, чтобы покрыть затраты.

В натуральном выражении

Есть типы предприятий, когда натуральное выражение ТБУ информативнее.
Если компания оказывает только одну услугу либо производит один товар, точка безубыточности в натуральном выражении поможет определить, сколько «штук» нужно продать.
Производственным предприятиям нужно знать, сколько товара произвести и продать, чтобы окупить трату сырья.

Александр владеет магазином мёда. При расчёте ТБУ он видит, сколько ему надо получить общей выручки (ТБУ в денежном выражении) и продать банок мёда (ТБУ в натуральном выражении), чтобы не работать в убыток. Например: выручка 250 тыс. рублей, для этого нужны 300 покупателей.

Какие данные нужны для расчёта

Для вычисления точки безубыточности вам понадобится четыре показателя:

  • цена за единицу товара или средний чек за период,
  • выручка (объём реализации товаров),
  • постоянные затраты,
  • переменные затраты.

Цена товара — самый понятный показатель, каждый предприниматель знает, сколько стоит его товар.

Остальные значения не такие очевидные. Где их брать и как правильно учитывать, разбираем дальше. Основным источником данных будет Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ).

Статья по теме:
Что такое Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ)

Выручка

В общем случае выручка — это произведение цены товара на объём продаж. В ОПиУ сразу можно увидеть величину выручки.

В ОПиУ смотрим статью «Выручка» за нужный период

Постоянные затраты

Постоянные затраты не меняются в зависимости от выручки. Предприниматель обязан оплачивать счета, даже если бизнес совсем ничего не продаёт. Например, это аренда офиса, зарплата персонала (ФОТ), коммунальные, услуги связи, услуги бухгалтера.

Дисклеймер: в управленческой отчётности нужные нам значения «затрат» называются «расходами», так как в момент признания выручки «затраты» становятся «расходами». На скриншотах из Финтабло мы возьмём данные прошедшего периода, так как предполагаем, что они будут примерно такими же. Вы тоже можете так делать — опираться на данные прошлых периодов.

В Финтабло постоянные расходы также смотрим в ОПиУ. Под постоянные попадают следующие статьи.

  • Из «Производственных» берём «Прямые производственные» и «Общепроизводственные». Это те расходы, которые компания непосредственно несёт, чтобы произвести свою продукцию.
  • Также нужны «Косвенные». Статьи «Административные» и «Коммерческие» как раз включают расходы из примера — ФОТ, комиссия банка, услуги связи.

Такие статьи включаем в расчёт ТБУ в качестве постоянных затрат

Переменные затраты

Переменные затраты зависят от объёма продаж. Если производство стоит, компания ничего не платит. Сюда можно включить: себестоимость продукции, сдельную часть заработной платы сотрудников, доставку продукции до покупателя.

Статья «Прямые переменные»

Для первого раза, чтобы понять и запомнить, как считать точку безубыточности, можно выписать числа от руки на бумагу. Когда проведёте вычисление вручную, можно ускорить процесс. Например, выгрузить из Финтабло отчёт за необходимый период в Excel и считать ТБУ с помощью встроенных формул.

Чтобы узнать, как собрать отчёт для своего бизнеса, приходите на онлайн-встречу с нашим специалистом.

Екатерина Яхонтова предлагает таблицу для автоматического подсчёта ТБУ.

Скопируйте шаблон таблицы и подставляйте свои значения

Пример расчёта

Ниже разберём, как вычислять ТБУ на примере.

Например, у нас интернет-магазин, который продаёт электронику. Исходные данные такие:

  • средний чек — 500 рублей,
  • выручка — 50 000 рублей,
  • постоянные затраты — 20 000 рублей,
  • переменные затраты —15 000 рублей.

В постоянные затраты мы включили: аренду серверов для хостинга сайта, оплату интернета, административные расходы, зарплату сотрудникам.

В переменных учли: комиссии маркетплейсов, упаковку и доставку товаров, рекламу и маркетинг.

Когда все исходные данные определили, можем приступить к вычислению самой точки безубыточности. Как вы помните, в формуле ТБУ нам нужна не выручка, а маржинальность. Тогда сначала рассчитаем маржу:

Маржа = 50 000 − 15 000 = 35 000 рублей

Тогда маржинальность = 35 00050 000 x 100 % = 70%

Точка безубыточности для нашего интернет-магазина за месячный период:

ТБУ = 20 00070% х 100% = 28 571,42 рубля

Как вы помните, ТБУ в денежном и натуральном выражении отличаются друг от друга единицами измерения. Поэтому, чтобы получить ТБУ «в штуках», полученное ТБУ в рублях разделим на цену или средний чек:

Тогда у нас получится:

ТБУ (натур) = 28 571,42 рубля500 рублей = 57,14 штук.

То есть интернет-магазину из нашего примера нужно продать минимум 58 единиц электроники, чтобы начать получать прибыль.

Анализ точки безубыточности

Прежде чем выстраивать стратегии, важно проанализировать полученное значение ТБУ. Для начала — сравнить с фактическими показателями продаж ваших товаров или услуг. Насколько близки план и факт? Они одного порядка? Например, если фактические показатели продаж в десятках тысяч, а ТБУ получилась равна сотням тысяч, это ненормальная ситуация.

Структура затрат

Ответьте на вопросы: Какова доля постоянных затрат? Какие самые большие статьи? Затем определите необходимые затраты и те, которые можно сократить или оптимизировать. Можно найти других поставщиков комплектующих для производства или просто убрать какие-то траты совсем. Например, покупку новой техники для офиса.

Во время кризиса большая доля постоянных затрат — это риск для бизнеса. При снижении выручки бизнес рискует уйти ниже порога безубыточности.

Сезонность

Если в бизнесе есть сезонное снижение спроса, важно планировать финансы с учётом того, что компания не будет приносить прибыль в низкий сезон. Система фондов поможет сделать ситуацию более устойчивой.

Стратегии достижения точки безубыточности

Существует несколько стратегий, которые эксперт Екатерина Яхонтова предлагает для того, чтобы ускорить достижение безубыточности.

  1. Оптимизировать расходы. В кризисные периоды компании стремятся сокращать постоянные расходы или переводить их в переменные. Например, предлагать подрядчикам сдельную оплату.
  2. Оптимизировать налоги. Попросите бухгалтера провести ревизию налогов и взносов, возможно, есть варианты сменить систему налогообложения или получить помощь от государства.
  3. Повысить стоимость. Обязательно учесть при этом рыночные условия: повышать стоит, только если цена — это не критический фактор при выборе товара. В премиальном сегменте нормальны высокие постоянные издержки, так как их покрывает высокая стоимость товара.
  4. Наращивать объём продаж. Можно рассмотреть варианты, как продать больше, чем сейчас. Пример такой стратегии: больше денег в маркетинг, поиск новых каналов и партнёров. Когда спрос на товар растёт, это позволяет не сокращать объём постоянных издержек.
  5. Диверсифицировать продукты или услуги. Этот способ даёт возможность зарабатывать дополнительно на сопутствующих товарах или услугах без значительного роста постоянных трат.
  6. Скорректировать план продаж. Стоит регулярно мониторить значение ТБУ и другие финансовые показатели и сравнивать их с планом действий.
  7. Проконсультироваться с профессионалами. В случае сложных финансовых ситуаций или неудовлетворительных результатов анализа может быть полезно обратиться к финансовым консультантам.

Важно определить, с каких мер стоит начать именно вашей компании, кто будет ответственным за их выполнение, какой объём задач будет решён и в какие сроки.

Шпаргалка: как рассчитать точку безубыточности

  • Для расчёта нужны постоянные и переменные затраты, сумма выручки.
  • Точка безубыточности в денежном выражении подходит для всех компаний, а в натуральном — для тех, у кого одна или несколько услуг.
  • Если бизнес достигает точки безубыточности, значит, он окупает все издержки и работает как минимум в ноль.