Что такое рентабельность и почему важно обращать на неё внимание с самого начала бизнеса, чтобы в будущем не испытывать сложности. Учимся считать и анализировать показатели для оценки бизнеса.
Рентабельность — это эффективность бизнеса. Показывает, как бизнес окупается и как работают вложенные в него инвестиции. Технически, рентабельность — это отношение прибыли к доходу. Рентабельность полезно считать на любом этапе бизнеса.
Какие факторы влияют на рентабельность
Эффективность бизнеса определяется внутренними и внешними факторами.
На внутренние факторы влияет предприниматель. Например:
качество товаров и скорость работы,
условия труда сотрудников предприятия,
компетентность персонала и руководителей,
себестоимость и логистика,
техническое обеспечение,
стоимость аренды и многое другое.
Например, можно нанимать опытных профессионалов, вкладываться в продвижение и маркетинг, что увеличит как минимум продажи, а при правильной стратегии и прибыльность. А можно экономить на всем, действовать наугад и прогореть.
Влияние на внешние факторы не может контролировать ни предприниматель, ни команда. Например, блокировка социальных сетей, правила маркировки рекламы, курс валют, политика государства.
Однако анализ внешних факторов позволяет даже во время мирового кризиса зарабатывать деньги. На эту тему есть книги и фильмы, один из них — «Игра на понижение».
Кадр из фильма «Игра на понижение»
Основные коэффициенты рентабельности
Рентабельность оценивается в коэффициентах. Чем выше коэффициент, тем эффективнее и выгоднее бизнес. Коэффициент рассчитывается в процентах.
Коэффициентов много, но они делятся на два блока:
Рентабельность продаж: анализ всего связанного с операционной деятельностью. Эти коэффициенты можно рассчитать с помощью Отчёта о Прибылях и Убытках (ОПиУ, P&L).
Рентабельность активов (капитала): анализ вложенных в бизнес денег и других активов. Эти коэффициенты рассчитываются с помощью Отчёта Баланс.
Рентабельности продаж
Рентабельность по маржинальной прибыли или рентабельность производства
Показатель позволяет оценить, сколько маржи зарабатывает один рубль. Чаще всего используется, чтобы определить эффективность конкретного направления, услуги или товара. В целом, коэффициент показывает эффективность переменных расходов — тех, что меняются вместе с выручкой. Рассчитывайте его, чтобы понять грамотно ли вы расходуете финансы.
«Чаще всего, проблема неэффективного бизнеса начинается именно с низкого показателя маржинальной рентабельности: купил за 3 рубля, продал за 4 - это выльется в нерентабельный бизнес».
Рассмотрим пример: Компания продает цветы и мягкие игрушки. Выручка от продажи цветов составляет 100 тысяч, себестоимость — 30 тысяч. Выручка от продажи игрушек — 200 тысяч, себестоимость — 100 тысяч.
Рентабельность от продажи цветов = (100 — 30) / 100 * 100% = 70%
Рентабельность от продажи игрушек = (200 — 100) / 200 * 100% = 50%
Себестоимость, тыс ₽
Выручка, тыс ₽
Рентабельность
Цветы
30
100
70%
Игрушки
100
200
50%
После расчета показателя можно принимать взвешенные управленческие решения, например, рассчитать объем остальных расходов.
В сервисе управленческого учета Финтабло показатель маржинальной рентабельности рассчитывается автоматически, если ведете Отчет о прибылях и убытках (P&L).
Отчет о прибылях и убытках в Финтабло
Чтобы узнать, как построить Отчёт о прибылях и убытках для вашего бизнеса, записывайтесь на встречу с нашим специалистом.
Не тратьте время на сбор отчётов
Подключите автоматическую загрузку данных из банков и других сервисов для быстрой сборки отчётов. 7 дней бесплатного доступа после регистрации.
Рентабельность по чистой прибыли
Также важный ориентир для собственника. Он показывает главный результат работы: сколько прибыли в одном рубле. Если рентабельность за месяц равна 20%, то в одном рубле выручки 20 копеек прибыли.
Рассчитывайте для оценки эффективности всех расходов, которые несёт компания.
К рентабельности по чистой прибыли следует обращаться всегда, даже если прибыль растёт. Например, за квартал в ресторане выросла выручка и прибыль. И это хорошо, но остаётся риск, что прибыль растёт медленнее, чем выручка. А значит, эффективность бизнеса падает.
Показатель
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Выручка
400 тыс.
700 тыс.
1,2 млн
Чистая прибыль
100 тыс.
160 тыс.
250 млн
Рентабельность по ЧП
25%
23%
21%
В сервисе управленческого учета Финтабло на панели приборов есть наглядный график, который показывает значения трёх показателей за нужный период. По графику можно быстро понять реальную картину бизнеса даже без знаний по финансовому учету.
График на основе отчёта о Прибылях и Убытках вФинтабло
Статья по теме:
Как рассчитать чистую прибыль
В этой статье мы расскажем, как рассчитать чистую прибыль и какую отчетность нужно вести для этого.
Коэффициент ROA (Return On Assets) показывает, насколько эффективно используются активы компании и есть ли активы с низкой доходностью.
Под активом понимается всё то, что участвует в создании продукции: деньги, запасы, депозиты и другие финансовые средства, которыми владеет компания.
Чистая прибыль магазина составила 10 млн ₽ за год, средний размер активов — 16,5 млн.
Чистая прибыль, млн ₽
Активы, млн ₽
Рентабельность
10
16,5
60%
Рентабельность активов можно считать и по прибыли до налогообложения. Актуально будет для сравнения компаний из разных стран, где система налогообложения отличается.
«Немаловажно считать рентабельность в динамике. Таким образом вы будете сравнивать себя с собой же, но в разных периодах. Какие нужно взять периоды? Если считаете помесячно, то ROA текущего месяца к предыдущем месяцу, и ROA текущего месяца к аналогичному месяцу прошлого года».
Если в бизнесе есть сезонность, сопоставление с прошлым месяцем будет не актуально, полезнее будет сравнивать с аналогичным месяцем прошлого года.
«Часто для развития требуется нарастить оборотный капитал. Собственник вкладывает денежные средства в надежде получить отдачу в виде чистой прибыли.
В начале наращивания капитала рентабельность может падать, так как эффект на прибыль не может быть мгновенным. Однако через 3-6 месяцев показатель ROA должен вернуться к предыдущему значению, а в идеале превысить его. Тогда собственник будет уверен в том, что бизнес использует свои активы эффективно».
Эффект от наращивания оборотного капитала можно увидеть через 3−6 месяцев по росту коэффициента ROA.
7 дней доступа к сервису
Попробуйте сервис уже сейчас
и экономьте время на составление отчётов. Более 1800 компаний уже автоматизировали финансовый учёт.
ROE — рентабельность собственного капитала
ROE (Return on Equity) важен для того, кто вложил деньги в бизнес. Коэффициент показывает, насколько эффективно работает вложенный в компанию уставный или акционерный капитал.
Показатель рентабельности собственного капитала можно сравнить со ставкой по депозиту и понять, стоит дальше работать или выгоднее будет положить деньги в банк под процент.
Если коэффициент ниже 10%, то выгоднее открыть вклад в банке или купить облигации. Облигации федерального займа может купить неквалифицированный инвестор без опыта в инвестировании. Доходность будет не ниже 7% в год, только делать для этого ничего не нужно.
Рентабельность собственного капитала награфике отчёта Баланс вФинтабло — автоматизация помогает увидеть результаты за период
Если рентабельность собственного капитала меньше 10%, товместо бизнеса можно положить деньги вбанк или вложить воблигации. Доходность будет примерно такой же.
ROI — рентабельность инвестиций
ROI (Return on Investment) демонстрирует то, насколько эффективно вложены средства в проект. Российские инвесторы ориентируются на показатель не ниже 25%, но точного значения для этого коэффициента нет. Всё зависит от специфики бизнеса, страны, в котором он открыт и других внешних факторов. Например, в развитых странах, где инфляция не такая высокая, как в России, показатель рентабельности инвестиций в среднем равен 10−12%.
Рентабельность вложений в 25% — очень хороший показатель для российского рынка. Если инфляция низкая, то хорошим будет ROI в 10−12%.
Есть много показателей рентабельности: рентабельность основных средств, рентабельность работающего персонала, рентабельность инвестиций. Каждый из этих коэффициентов помогает выявить слабые места бизнеса и принять управленческие решения для их «лечения» или удаления.
Статья по теме:
Что такое ROI. Руководство для предпринимателей и маркетологов
ROI — важный показатель для оценки вложений в бизнес. В статье рассмотрим, что такое ROI, как его рассчитать и как он помогает предпринимате...
Что такое порог рентабельности или точка безубыточности
Порог рентабельности, точка безубыточности или точка нулевой прибыли — это минимум продаж, который необходимо сделать, чтобы выйти в ноль. Иными словами, сколько нужно получить, чтобы окупить все расходы. К этому понятию следует обращаться на старте, или когда бизнес нестабилен.
Расчёт Точки безубыточности
Формула точки безубыточности
Для расчёта порога рентабельности нужен коэффициент валовой маржи. Он показывает разницу между выручкой и себестоимостью производства товара.
В стабильном положении бизнеса и обстоятельств вокруг него значение коэффициента должно быть больше двух, но в суровых условиях единица также будет приемлемым результатом.
7 дней бесплатно доступно после регистрации
Избавьтесь от рутины финансового учёта и получите отчёты, которым вы доверяете. Более 1800 компаний уже автоматизировали финансовый учёт.
Причины снижения рентабельности
Эксперт Ольга Голова выделила главные причины, по которым снижается рентабельность бизнеса:
отсутствие анализа деятельности,
рост расходов при отсутствии доходов,
экономия на сотрудниках.
Конечно, их больше, но все они вытекают из этих трех.
Если не анализировать деятельность, легко попасть в просак. Иван — предприниматель в сфере обслуживания. В этом месяце он закупил в кафе дорогое растительное молоко. В конце месяца выяснилось, что почти ничего не заработали. А всё потому, что рентабельность и так была низкая, а увеличение издержек снизило её еще сильнее.
Хорошим вариантом отслеживания рентабельности будет использование системы аналитики, которая обеспечивает более качественное управление расходами и увеличивает прибыльность компании. Система может быть интегрирована со другими системами: CRM, эквайрингами, складским учётом.
По мере того, как вы будете получать дополнительные данные из различных источников, вы можете использовать их для оптимизации своих процессов и достижения лучших результатов.
Опасно увеличивать расходы, если они не влияют на доход. Настя продаёт кроссовки на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Она заказала профессиональную креативную съемку всех моделей, чтобы отличаться от конкурентов и увеличить спрос на свой товар. На продажи это не повлияло, а свободных денег стало меньше, поэтому Насте пришлось залезать в овердрафт, чтобы оплатить новую поставку.
Любые задолженности перед банками способствуют снижению рентабельности в будущем, так как к расходам добавляются долг и проценты.
Делать всё самостоятельно — дольше и дороже. Костя решает самостоятельно рассчитать рентабельность отталкиваясь от данных отчета бухгалтера. Он тратит на эту работу 3 дня, уменьшив свой kpi, а затем не знает, можно ли доверять этим данным. Расчет ключевых показателей можно доверить финдиректору или автоматизировать с помощью специальных инструментов.
Влиять на рентабельность нужно на всех уровнях. Если сотрудник выполняет задачи выполнена эффективно, это повышает общую рентабельность. Например, курьер доставляет заказы аккуратно, не допуская порчи товара. Тем самым влияет на уровень себестоимости.
Добиться совместной работы всех отделов поможет детальный план, делегирование и контроль над процессами.
Разница между успешным и неуспешным бизнесом кроется в планировании и управлении. Чтобы расти не только по оборотам, но и увеличивать маржинальность своего дела, нужно анализировать показатели и искать точки роста.
Коротко
Рентабельность — это эффективность, измеряется в коэффициентах.
Показатели рентабельности делятся на два типа: рентабельность продаж и рентабельность активов.
Рентабельность продаж помогает анализировать операционную деятельность. Показывает, как компания справляется с задачей генерации прибыли.
Рентабельность активов помогает оценивать отдачу от вложенных в компанию средств.
Любой показатель нужно отслеживать в динамике, только так можно оценить развитие бизнеса.