Содержание статьи
Бизнес
Что такое стратегическая сессия
Стратегические сессии — один из инструментов, который помогает Финтабло стабильно расти х2,5 каждый год и выполнять планы на 90 %. Сергей Колусев, сооснователь и генеральный директор Финтабло, рассказывает, как эффективно проводить сессии, и дарит шаблон для подготовки, который использует компания.
Поделиться
Содержание статьи
Что такое стратегическая сессия и какие задачи она решает
Финтабло развивается в соответствии со своей стратегией. Стратегия — это своего рода дорожная карта, в которой зафиксированы глобальные цели бизнеса и пути их достижения. Нужно постоянно сверяться с курсом, актуализировать стратегию и план развития, чтобы планомерно двигаться к целям. В качестве такого инструмента в Финтабло используют стратегические сессии как составляющую стратегического планирования компании.
Стратегическая сессия — это мероприятие, в ходе которого руководство компании и ключевые сотрудники формируют общее видение и планируют развитие бизнеса. Сессии позволяют выработать единый взгляд на ситуацию, провести анализ сильных и слабых сторон бизнеса, определить цели и направления развития компании. Кроме того, групповая работа способствует развитию корпоративных коммуникаций и повышает мотивацию сотрудников.
В Финтабло стратегические сессии называют сессиями планирования и условно делят на два вида: стратегические и тактические. Начиная с 2020 года в январе проводят стратегическую сессию, а в апреле, июле и октябре — тактические. На стратсессии актуализируют и принимают к исполнению стратегию. На тактических — сверяются с курсом и обновляют цели на следующий квартал. За четыре года компания более десяти раз дорабатывала подход к сессиям, чтобы проводить их с максимальной пользой. В статье мы все сессии будем называть стратегическими, чтобы избежать путаницы.
Польза стратегических сессий
- Команда Финтабло вдохновляется и синхронизируется, формируется единообразное мышление.
- Менеджмент понимает, насколько текущие результаты соответствуют стратегии, с достаточной ли скоростью компания движется к цели, по каким показателям наблюдаются отклонения.
- Команда понимает, куда она идёт и что требуется от каждого для достижения общих целей.
Стратегические сессии позволяют оценить итоги, проанализировать успехи и сложности в развитии компании и подвести к общему знаменателю работу всей команды. Проведение стратегической сессии обязательно для организаций, которые хотят успешно развиваться, обходить конкурентов, делать лучше и больше.
Как подготовиться к стратегической сессии
Залог эффективной сессии — тщательная подготовка. Процесс начинается с проектирования. На этом этапе основное — согласовать конкретные задачи стратсессии, понять количество вопросов для обсуждения всеми участниками и решить организационные моменты.
Этап 1. Проектирование
Готовиться начинаем за месяц. Генеральный директор, директор по персоналу и фасилитатор собираются вместе и планируют будущее мероприятие. Роль ведущего стоит доверить профессиональному модератору с опытом проведения подобных мозговых штурмов, чтобы сессия прошла наиболее эффективно.
Профессиональный фасилитатор избавляет генерального директора от необходимости модерировать сессию. Генеральный директор становится полноценным участником события, и создаётся мощная групповая динамика.
На встрече по проектированию:
- Определяют точные даты проведения сессии. Предварительно их намечают на стратегической сессии в январе, а потом уточняют. Как правило, должно быть два-три дня на одну сессию. Сценарий зависит от пожеланий собственника, выставленных приоритетов и возможностей фасилитатора быстро установить контакт с командой.
- Определяют формат и место проведения. Сессии могут проходить офлайн и онлайн. Если офлайн, то утверждают город. Локации также предварительно определяют на стратегической сессии в начале года, чтобы заранее выделить ресурсы и успеть подготовиться.
- Определяют состав участников. В Финтабло в сессиях участвуют директора департаментов, руководители отделов и лидеры, которых предлагают директора департаментов. Если сессия проходит офлайн, то часть сотрудников присутствует очно, а часть — подключается онлайн, так как бюджеты ограничены. В любом случае рабочая группа принимает активное участие в сессии. Необходимо обеспечить высокую вовлечённость всех участников, чтобы эффективность стратсессии была максимальной.
В каждой сессии Финтабло участвует один сотрудник с потенциалом роста в лидера. Так компания поощряет людей расти.
- Прописывают цели и всё, что важно: что хочется получить в результате сессии, ожидания от мероприятия, на что обратить внимание. Например, на одной из сессий в качестве целей мы поставили такие:
- Укрепить культуру признания ошибок и их рефлексии.
- Тренироваться предлагать, а не просто давать комментарии.
- Учиться мастерству презентаций.
Фасилитатор учитывает намеченные цели и ожидания при подготовке к сессии. Он формирует список идей, проблем по теме мероприятия, выбирает подходящие технологии для проработки вопросов.
- Составляют адженду — базовые блоки, из которых будет состоять сессия. В качестве базовых блоков в Финтабло обычно бывают такие:
- прослушивание отчётов участников и обратная связь по ним;
- утверждение прогнозной финансовой модели и бюджета;
- утверждение целей и ключевых результатов;
- разбор вопросов участников;
- утверждение протокола сессии.
- Утверждают культурно-досуговую программу. В один из дней стратегической сессии Финтабло организует культурную программу, чтобы повысить насмотренность сотрудников в культуре и искусстве, способствовать их духовному развитию. В последний день сессии проводят общий ужин.
По итогам встречи всю информацию заносят в специальный шаблон, на который в дальнейшем опираются все участники при подготовке к сессии. Он даёт понимание повестки дня и является отправной точкой для принятия будущих решений. Скачать шаблон можно будет по ссылке ниже.
Этап 2. Подготовка
После того как план будущей сессии составлен, HR-директор и фасилитатор информируют участников о начале подготовки и принятых на встрече решениях.
Что делают участники стратегической сессии на этапе подготовки:
- Генеральный директор совместно с высшим руководством компании актуализирует стратегические цели верхнего уровня и ключевые результаты — OKR (от англ. Objectives and Key Results — цели и ключевые результаты).На основе OKR руководители департаментов актуализируют цели по своим подразделениям. Они должны трезво оценить положение дел, сформулировать свои идеи и определить ключевые показатели.
OKR подразделений должны идти в одном направлении с верхнеуровневыми целями и способствовать их достижению.
- Участники сессии готовят ответы на три вопроса.
- Что вы возьмёте из стратегии для обновления своих OKR?
- Не отклоняемся ли мы от стратегии?
- Достаточен ли наш текущий темп для исполнения стратегии или мы в чём-то отстаём, где-то нужно ускориться?
Чтобы ответить на вопросы, они перечитывают стратегию и сверяют свои показатели с теми, что прописаны в ней.
- Финансовый директор собирает прогнозную квартальную финмодель с бюджетом. Финансовая модель показывает, сколько денег понадобится на расходы, сколько нужно заработать и какие перспективы у компании в данных условиях. После составления финмодели финансовый директор проводит цикл координаций с руководителями коммерческих департаментов. Они актуализируют свои показатели в соответствии с обновлённой финансовой моделью и декомпозируют их в своих внутренних оперативных планах и отчётах. С помощью декомпозиции можно чётко понять, какие ресурсы понадобятся для выполнения планов. Руководители обосновывают каждый показатель. Они объясняют:
- как будут расти метрики,
- за счёт каких действий,
- почему именно на столько они будут расти.
Декомпозиция целей и обоснования собираются в отдельный документ. Ссылка на скачивание шаблона будет ниже.
- Участники сессии готовят презентации квартальных отчётов по своим направлениям. Их разрабатывают на основе управленческой отчётности. Структура докладов и тайминг прописаны в шаблоне по подготовке к сессии. Структура доклада выглядит так:
- План/факт по показателям и проектам.
- Сравнение цифр в формате YoY — год к году, чтобы показать, как за текущий год изменились результаты.
- Итоги квартала по OKR и проектам.
- Выводы: что измените в следующем квартале для достижения целей.
- Участники сессии готовят вопросы по установленному шаблону.
В Финтабло мы не выносим открытые вопросы на обсуждение в рамках стратегической сессии. Участники предварительно прорабатывают вопрос и готовят свои предложения по решению задачи. Благодаря этому вопросов всегда мало и решения по ним принимаются быстро.
Шаблон для подготовки вопросов выглядит так:
Общая информация | |
---|---|
Автор | Имя и фамилия |
Вопрос | Опишите вопрос и раскройте проблематику: почему этот вопрос реально важно обсуждать сейчас и как он повлияет на результаты? |
Предлагаемое решение | |
Как решить вопрос | Предложите ваш способ решения вопроса. Здесь могут быть задачи, проекты, планы действий.
Чтобы найти ответ на вопрос: изучите информацию, опросите предварительно экспертов, используйте свой опыт и видение |
Ожидаемый результат | Как будет выглядеть «решенный вопрос»: изменение состояния, артефакты, метрики |
Ресурсы для решения | Информация, время на реализацию, деньги, люди, инфраструктура, компетенции команды |
- HR-департамент организует проведение сессии: билеты, проживание, коворкинг.
На этом подготовка к сессии заканчивается.
Как провести стратегическую сессию
В Финтабло стратегическая сессия проводится два-три дня. Рассмотрим этапы на примере двухдневного мероприятия.
Первый день
- Фасилитатор открывает сессию: задаёт контекст, рассказывает о правилах, тайминге и адженде. Выбирают администратора, который будет фиксировать выводы и договорённости в протоколе сессии.
- Заслушивают доклады участников. Начинают с топ-менеджеров. Первым выступает генеральный директор. После каждого доклада участники дают обратную связь и благодарят спикера.
- Финансовый директор презентует прогнозную квартальную финмодель с бюджетом. Участники сессии изучают показатели, планы по найму персонала, задают вопросы и дают обратную связь.
- Директора департаментов презентуют цели и ключевые результаты (OKR) своих подразделений, отвечают на вопросы, получают обратную связь.
- В конце первого дня команда дорабатывает финмодель, бюджет и цели на основе полученной обратной связи.
По итогам получается предварительная финмодель с бюджетом. На второй день её дорабатывают.
Второй день
- Финансовый директор презентует финальный вариант прогнозной финмодели с бюджетом после обратной связи.
- Директора департаментов представляют финальные варианты целей по своим подразделениям. Генеральный директор презентует цели команде.
- Разбирают вопросы от участников, которые они заранее подготовили.
- Изучают протокол и фиксируют договорённости по формуле: задача — ответственный — дедлайн.
Как видно, график довольно плотный и требует работать по 10–12 часов в день. Поэтому стараемся разбить сессию на три дня.
Что делать после сессии
Стратегическая сессия проходит раз в год, тактические — раз в квартал, но, чтобы реализовать цели, в Финтабло также проводят оперативные мероприятия. Они помогают нам выполнять планы с точностью свыше 90 % в восьми из 12 месяцев. Регулярный менеджмент — залог успеха. Он позволяет преуспевать на рынке, добиваться краткосрочных и долгосрочных целей.
Регулярный менеджмент — это простые повторяющиеся действия. Сверху вниз их можно расписать на салфетке.
- Каждый месяц в компании подводят итоги предыдущего месяца, формируют прогноз на следующий и собирают всех сотрудников, чтобы обсудить их победы.
- Каждые две недели руководители делают отчёт «статус-апдейт» о ходе продвижения к квартальным целям.
- Каждую неделю руководители с сотрудниками из своих первых линий встречаются один на один и определяют задачи на следующую неделю.
- Каждый день коммерческая команда и финансовый директор проводят совещания «Рука на пульсе» (РНП). Они позволяют всем быть в курсе происходящего, вовремя замечать отклонения и реагировать на них. Подробнее об этом подходе можно узнать в статье.
Подготовили для вас три файла, которые помогут эффективно провести стратегическую сессию и реализовать намеченные цели.
- Шаблон проведения сессии.
- Мастер-класс по искусству презентаций от фасилитатора Финтабло Юры Кравеца.
- Референс декомпозиции от директора по продажам для обоснования цифр финмодели.
Все три файла можно скачать через телеграм-бот, если вы подписаны на канал «Бизнес на 100 лет».