Содержание статьи
Финпросвет
Запас финансовой прочности: что это и как его увеличить
Прибыль не всегда означает, что дела идут хорошо. За голыми цифрами можно не увидеть рисков и пропустить момент, когда бизнес из рентабельного превратился в убыточный. Избежать такого сценария поможет расчёт запаса финансовой прочности.
Поделиться
Содержание статьи
Что такое запас финансовой прочности
Запас финансовой прочности, или ЗФП, показывает, насколько компания далека от ситуации, когда она работает в ноль. То есть когда выручки хватает только на покрытие расходов. Иными словами, показатель помогает оценить устойчивость финансового положения и перспективы развития бизнеса.
Иван производит мебель. Он начинающий предприниматель: в финансах пока не разбирается, поэтому действует по интуиции. С расчётом ЗФП на старте не возился, чтобы не тратить время на «теорию», а перейти сразу к делу. На удивление, бизнес пошёл. Продажи, прибыль — всё было.
Потом в строительстве случился кризис. Казалось бы, при чём здесь Иван, но мебель стали заказывать реже, потому что и квартиры покупать стали реже. Иван не знал свой ЗФП и не смог вовремя среагировать, чтобы выровнять ситуацию. В результате выручки стало едва хватать на обязательные расходы, а прибыли не было. Иван оказался в точке безубыточности.
«Иногда предпринимателям кажется, что снижение выручки незначительно и не приведёт к убыткам, ведь расходов тоже спишется меньше. Как показывает практика, подсчёты на глаз обманчивы. Бизнес, который точно знает, какое снижение выручки он способен выдержать в случае проблем, всегда финансово устойчивее по сравнению с теми, кто не знает свой запас прочности.
ЗФП полезно знать как на старте, так и в состоявшемся бизнесе. Во-первых, для оперативного управления: уже в середине месяца можно принять меры по достижению запланированной рентабельности. Во-вторых, для планирования и разработки бюджетов на следующий период (квартал, год)».
Зачем знать запас финансовой прочности
Запас финансовой прочности позволяет понять, нужны ли изменения или можно работать как есть, с тем же уровнем продаж. Анализ показателя проводят, чтобы:
- оценить финансовую устойчивость компании (своей или при покупке), выявить слабые стороны и своевременно их устранить: скорректировать объёмы производства, цены или систему мотивации персонала;
- понять, переживёт ли предприятие возможный кризис или ему грозит банкротство в случае потрясений на рынке;
- нивелировать риски, прежде чем открыть бизнес, и сократить будущие издержки;
- узнать, сколько нужно продавать, чтобы работать в плюс и обеспечить компании устойчивое финансовое положение;
- просчитать риски на случай изменений. Когда компания подумывает сократить выпуск продукции, закрыть точки реализации, увеличить цены или, наоборот, запустить скидки, сначала нужно понять, как это скажется на её финансовом состоянии. ЗФП помогает определить критическую точку, ниже которой нельзя снижать обороты, чтобы оставаться хотя бы с минимальной прибылью;
- определить рентабельность нового продукта. ЗФП покажет, насколько прибыльной окажется инициатива с учётом всех изменений в деятельности компании.
ЗФП важно считать не только когда что-то меняется, но и на регулярной основе, как правило ежемесячно. По итогам полугодия или года анализируют, как он менялся и какие факторы на него повлияли, и принимают решения в зависимости от ситуации.
Как рассчитать ЗФП
Ситуация, когда бизнес вышел в ноль, то есть фактической выручки хватает только на покрытие расходов, называется точкой безубыточности (ТБУ). Чтобы узнать запас финансовой прочности предприятия, нужно найти разницу между текущей выручкой и ТБУ.
Какие документы нужны для расчёта ЗФП
Для оценки финансового состояния компании нужны цифры. Их можно взять из управленческой отчётности.
Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ). В нём содержатся данные по выручке и расходам предприятия. С помощью этого инструмента можно посмотреть значения в динамике и проследить, как формируется чистая прибыль.
Выручка, расходы и прибыль компании в ОПиУ в Финтабло
Управленческий Баланс. В комплексе с ОПиУ он поможет разобраться в причинах сокращения или увеличения ЗФП. Из Баланса можно узнать, сколько у компании активов: основных средств, запасов, денег, дебиторки, и сколько она должна поставщикам и кредиторам.
Баланс в Финтабло после первой настройки обновляется автоматически
Если управленческий учёт пока не ведётся в организации, то для определения ЗФП можно использовать бухгалтерский Баланс и приложение к нему.«Бизнес состоит из множества взаимосвязанных процессов. Иногда для повышения ЗФП достаточно заглянуть в Баланс и высвободить деньги из дебиторской задолженности или неликвидов на складе, а затем пустить их на закуп ходового ассортимента».
Формулы расчёта ЗФП
Запас финансовой прочности — это разница между выручкой и точкой безубыточности, как мы уже говорили. Его можно рассчитать двумя способами: в чистом виде либо в форме коэффициента. Рассмотрим оба варианта.
ЗФП в чистом виде считают в деньгах либо в штуках. Соответственно, чтобы его вычислить, ТБУ и выручка тоже должны быть выражены в деньгах либо в единицах товара для определения объёма.
ЗФП в чистом виде используют редко. В основном для того, чтобы расшифровать коэффициент. Поэтому остановимся подробнее на втором варианте.
Коэффициент ЗФП тоже исчисляют двумя методами:
- Исходя из показателей в денежном выражении. Этот способ используют проектные, посреднические и другие компании, так как он более наглядный для целей управления и даёт больше информации.
- Исходя из показателей в количественном выражении, то есть по проданным товарам или услугам. Любой товарный бизнес или бизнес, связанный с продажами большого количества услуг (парикмахерские, детские студии, клининговые компании и т. д.), должен держать под контролем свой ЗФП как в денежном, так и в количественном выражении.
«Если в бизнесе сильно скачет средний чек в связи с сезонностью или частыми акциями, при одной и той же сумме ЗФП в денежном выражении он может быть очень разным в количестве. Поэтому лучше считать ЗФП в количестве (штук товаров, услуг, абонементов). Снижение цены в два раза потребует в два раза больше продаж для сохранения запланированной устойчивости бизнеса».
Где взять данные для расчёта
Посмотрим, где взять составляющие для формул, чтобы провести анализ.
Выручка — это деньги, которые предприятие получило от реализованных товаров и услуг. Например, продали 100 столов по 10 000 руб. каждый, заработали 1 млн руб. — это выручка. Подробнее про выручку можно прочитать здесь.
Данные по выручке находятся в Отчёте о прибылях и убытках.
ОПиУ в Финтабло поможет узнать актуальную выручку компании за любой период
Точка безубыточности тоже рассчитывается в двух видах: в денежном — она называется критической выручкой, и в количественном — называется критическим объёмом реализации.
Подробно про каждый из видов расчёта рассказали в статье.
Формула ТБУ в денежном выражении:
Постоянные расходы — это траты, которые не зависят от объёмов продаж. К ним относятся аренда, коммунальные платежи, заработная плата персонала, напрямую не связанного с производством, к примеру, руководителей, юристов, ИТ-специалистов и т. д.
Данные по постоянным расходам тоже содержатся в Отчёте о прибылях и убытках.
Маржинальность ещё называют рентабельностью по маржинальной прибыли. Это отношение маржинальной прибыли к выручке, выражается в процентах.
Маржинальная прибыль, или маржинальный доход, — это разница между выручкой и переменными расходами, которые зависят от объёмов производства или продаж: затраты на сдельную оплату труда, закупку материалов или логистику. Выручка в формуле берётся без учёта НДС и акцизов.
Подробнее про маржинальную прибыль можно узнать в статье.
Прямые переменные расходы содержатся в Отчёте о прибылях и убытках (ОПиУ). Также в ОПиУ в Финтабло отдельными строками отражаются маржинальный доход и рентабельность по нему. Вычислять эти показатели вручную не придётся.
Маржа и маржинальность в ОПиУ в Финтабло
Когда управленческий учёт автоматизирован, легко следить за показателями бизнеса. Вы тоже можете оценить удобство. Подключите сервис Финтабло и пользуйтесь всеми функциями бесплатно в течение 7 дней. Чтобы узнать подробности, записывайтесь на встречу.
Интерпретация результатов
Чем выше ЗФП, тем лучше. Но запас прочности, как ТБУ и выручка, не задерживается на одном уровне — этот показатель изменчив. На него влияют сезонность, конкуренция, ситуация на рынке. Поэтому ЗФП оценивают в динамике.
Тем не менее есть граница, ниже которой опускаться не рекомендуется. Ориентиры по коэффициентам ЗФП являются универсальными, так как они подходят всем видам бизнеса:
- 0,2 и меньше — предприятие на грани банкротства;
- 0,2–0,5 — положение неустойчивое, ситуация требует пристального внимания;
- 0,5 и выше — стабильное финансовое положение;
- 1 — высокая финансовая прочность компании.
Разовое снижение коэффициента ещё не говорит, что в компании кризис. Надо разбираться в вопросе. Возможно, поставщик задержал материалы и не успели произвести нужный объём продукции. Или решили освоить новую нишу в рознице, закупили товар, а клиентов ещё нет. Или автоматизировали производство, но не успели разобраться с новыми станками. Самое главное — выяснить причину спада. Знание позволит скорректировать стратегию, исключить риски и повысить устойчивость.
«Нормативы ЗФП условны: крупные компании могут себе позволить коэффициент ниже 0,5. Всё зависит от бизнес-модели. Именно поэтому будет правильным ориентироваться не столько на нормативы, сколько на динамику этого показателя в конкретном бизнесе.
ЗФП имеет смысл анализировать как при снижении, так и при его росте, чтобы понять, за счёт чего получается достигать такого хорошего результата, и поддерживать это».
Примеры расчёта ЗФП
Рассчитаем по инструкции ЗФП для двух видов бизнеса — ИТ-компании и магазина на маркетплейсе.
Пример 1
ИТ-компания разрабатывает сайты под ключ. Цена одного сайта — 20 000 руб. В сентябре фирма сделала 10 сайтов и заработала 200 000 руб. Фрилансеру за работу заплатили 50 000 руб. Это переменные расходы. Постоянные расходы составляют 20 000 руб. в месяц. Посчитаем все показатели по порядку, чтобы дойти до запаса финансовой прочности.
Маржинальная прибыль = 200 000 − 50 000 = 150 000 руб.
Маржинальность = 150 000 / 200 000×100 % = 75 %
ТБУ = 20 000 / 75 % x 100 % = 26 667 руб. Компания должна продавать свои услуги минимум на 26 667 руб. в месяц, чтобы сработать в ноль.
Посчитаем ТБУ в количественном выражении. Для этого ТБУ в рублях разделим на цену одного сайта.
ТБУ в штуках = 26 667 / 20 000 = 1,33. ИТ-компания должна делать в месяц минимум 1,33 сайта, чтобы сводить концы с концами.
ЗФП в деньгах = (Выручка − Точка безубыточности) / Выручка
ЗФП в деньгах = 200 000 − 26 667 / 200 000 = 0,9
ЗФП в объёме реализации = (Объём реализации − ТБУ в количественном выражении) / Объём реализации
ЗФП в объёме реализации = 10 − 1,33 / 10 = 0,9
Коэффициент больше 0,5 говорит о стабильном финансовом положении компании. Можно спокойно работать дальше.
Пример 2
Возьмём магазин на Озоне по продаже декора для дома. Ассортимент товаров сильно отличается по цене, поэтому считать ЗФП в объёме не показательно. Посчитаем только в денежном выражении.
В октябре магазин продал товаров на 160 000 руб. Расходы на логистику, комиссии маркетплейса, штрафы и упаковку составили 60 000 руб. — это переменные траты. Постоянные расходы на аренду склада и зарплату менеджера — 70 000 руб. в месяц.
Маржинальная прибыль = 160 000 − 60 000 = 100 000 руб.
Маржинальность = 100 000 / 160 000×100 % = 62,5 %
ТБУ = 70 000 / 62,5 % x 100 % = 112 000 руб. Магазин должен продавать товаров минимум на 112 000 руб. в месяц, чтобы покрывать свои расходы.
ЗФП в деньгах = (160 000 − 112 000) / 160 000 = 0,3
Коэффициент 0,3 говорит о том, что бизнес приносит недостаточно прибыли. Один неверный шаг — и риск убытков резко возрастает.
Как увеличить ЗФП
Укрепить финансовую стабильность предприятия можно, если увеличить выручку и сократить затраты. Так как ЗФП это расчётный показатель, то сначала проанализируйте динамику его составляющих: количество продаж, средний чек, долю постоянных расходов, маржинальность, ТБУ. Так получится вычислить, какой именно показатель оказывает наибольшее влияние, и сосредоточиться именно на тех мероприятиях, которые дадут результат.
Вот какие меры обычно помогают поправить ситуацию.
- Договориться о скидке на закупку материалов или товара либо сменить поставщика.
- Оценить расходы на логистику и упаковку и по возможности сократить их.
- Найти новые каналы сбыта продукции. Например, стоит подумать о выходе на маркетплейсы, если до сих пор работали только в офлайне.
- Пересмотреть товарную линейку и продвигать высокомаржинальные позиции.
- Пересмотреть ценовую политику и проанализировать скидки, так как они могут сокращать прибыль.
- Избавиться от излишеств, которые не влияют на производство и продажу продукции, но съедают прибыль. Например, кофемашины или массажные кресла для сотрудников.
- Передать непрофильные процессы на аутсорсинг. Например, логистику или бухгалтерию.
- Улучшить сервис: запустить доставку, программу лояльности или рассрочку для покупателей.
- Пересмотреть систему мотивации сотрудников. Снизить фиксированную часть оплаты, увеличить премиальную или внедрить сдельную.
Когда ЗФП совсем низкий, стоит кардинально пересмотреть бизнес, потому что иначе он не переживёт даже небольшие потрясения.
Кратко
- Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, насколько компания далека от состояния, когда выручки хватает только на покрытие расходов, без прибыли.
- Показатель рассчитывается по выручке либо по объёму реализации товаров.
- ЗФП оценивают каждый месяц, а анализируют в динамике за полгода и год.
- Коэффициент от 0,5 и выше говорит о стабильном финансовом положении. Бить тревогу нужно, если показатель опускается ниже 0,3.
- Следить за ЗФП и другими показателями легче, когда управленческий учёт автоматизирован.
- Чтобы нарастить ЗФП, нужно сократить расходы и увеличить выручку.