Содержание статьи
Бизнес
Как анализировать бизнес: 6 видов финансового анализа
Любой бизнес, даже не очень большой, — это несколько взаимосвязанных процессов: производство, снабжение, продажи. Поэтому отслеживать только выручку, прибыль или расходы недостаточно. В статье разбираем, как правильно анализировать бизнес и на что обратить внимание.
Поделиться
Содержание статьи
Что такое финансовый анализ
Финансовый анализ — это оценка основных финансовых показателей предприятия на основе отчётности. Он помогает выявить проблемные места и вовремя принять меры, если что-то пошло не так.
По результатам финансового анализа можно:
- понять причины снижения выручки;
- определить закредитованность компании или риск банкротства;
- сравнить чистую прибыль за разные периоды;
- оценить дебиторскую задолженность;
- выяснить структуру затрат.
«Любой бизнес нужно анализировать. Предпринимателю важно понимать, сколько он заработал, какую сумму потратил и за чей счёт живёт».
Зачем анализировать бизнес
Цель любого бизнеса — удовлетворить потребности клиентов и получить прибыль. Чем выше прибыль, тем бизнес эффективнее. Лучше вовремя получить плохой прогноз, чем не знать истинное положение дел в компании.
Если результатами финансового анализа пользуются собственники, руководители и иные сотрудники компании, которые принимают управленческие решения, — это внутренний анализ.
Ещё финансовый анализ могут запросить банки, потенциальные инвесторы или фирмы-партнёры. Тогда его называют внешним. Он нужен для выявления уровня финансовой надёжности и возможностей компании, а также для оценки перспектив совместной работы.
Виды финансового анализа
Горизонтальный анализ. С его помощью сравнивают данные за разные периоды. Он помогает понять, как изменяются показатели с течением времени, определить резервы и точки роста или возможные проблемы.
На диаграмме видно, что чистая прибыль с апреля по июнь увеличивалась, а в июле резко упала
Можно сопоставлять любые показатели: выручку, себестоимость, чистую прибыль, статьи расходов за разные периоды — месяц, квартал или год. Например, если собственник сравнивает чистую прибыль текущего месяца с предыдущим, он проводит горизонтальный анализ.
А ещё горизонтальный анализ позволяет сравнить фактические показатели с плановыми
Вертикальный анализ. Позволяет определить удельный вес показателя. Он помогает понять структуру затрат, поступлений и выбытий. При этом общий итог принимают за 100 %, а отдельные части баланса, статьи или показатели показывают в виде процентов от целого. Если посчитать долю статьи в общих расходах, можно узнать структуру затрат и выяснить, какая статья наиболее существенная.
Расходы за июнь
Если посмотреть на диаграммы, можно увидеть, что самые объёмные статьи — Фонд оплаты труда и Сырьё. В июле предприятие делает ремонт, поэтому в сравнении с июнем доля этой статьи в общей структуре увеличилась
Факторный анализ. Помогает понять, какие факторы влияют на изменение разных показателей. Например, за счёт каких факторов выросла стоимость закупки сырья: роста цен, объёмов закупок или изменения ассортимента. Факторный анализ выявляет скрытые закономерности, которые не видно при горизонтальном или вертикальном видах финансового анализа.
Показатели, руб. | Июнь | Июль | Величина влияния фактора |
---|---|---|---|
Выручка | 980 000 | 986 000 | +6 000 |
Себестоимость продаж | 374 000 | 594 000 | +220 000 |
Управленческие расходы | 160 000 | 290 000 | +130 000 |
Чистая прибыль | 446 000 | 102 000 | −344 000 |
Если сравнить изменение ЧП, видно, что в июле она снизилась за счёт роста управленческих расходов и себестоимости. Почему так произошло, нужно разбираться
Трендовый анализ. Это один из видов горизонтального анализа. Его цель — выявить общую картину изменений и использовать в прогнозе будущих результатов. Для этого сравнивают данные за несколько периодов (месяцев, кварталов, лет) и выделяют динамику изменения показателя или тренд. Такой анализ помогает эффективно планировать производство, закупки и проводить рекламные кампании.
Если выручка растёт в предыдущих периодах, можно предположить, что в следующем году будет так же
Сравнительный анализ. С его помощью сравнивают показатели по группам. Такую информацию используют, если нужно сравнить итоги работы с конкурентами или показатели разных филиалов и торговых точек.
Показатели | Магазин на Енисейской | Магазин в ТЦ «Калинка» | Магазин на Ленина |
---|---|---|---|
Ассортимент | 5 | 4,3 | 3 |
Система скидок | 5 | 4 | 0 |
Ценовая политика | 4 | 3 | 5 |
Уровень сервиса | 5 | 5 | 5 |
Средний балл | 4,8 | 4,1 | 3,3 |
Из таблицы можно увидеть, у какого магазина самые низкие баллы и что нужно улучшить, чтобы средний балл стал выше
Анализ коэффициентов. Позволяет оценить финансовое состояние бизнеса через мультипликаторы и коэффициенты. Цель — выявить способность компании платить по обязательствам и быстро перевести имущество в деньги. Показателей очень много. На практике выбирать нужно те, которые отвечают на поставленные вопросы. Обычно используют следующие ключевые показатели.
Коэффициент текущей ликвидности. Этот финансовый показатель отражает способность компании погашать краткосрочные обязательства за счёт оборотных активов: запасов или денег.
Рекомендуемое значение: 1,5–2
Коэффициент абсолютной ликвидности. Абсолютную ликвидность вычисляют, если нужно узнать, какую долю краткосрочной задолженности организация может погасить за счёт денежных средств.
Рекомендуемое значение: 0,2–0,5
Коэффициент финансовой устойчивости. Показывает платёжеспособность компании в долгосрочной перспективе.
где Валюта баланса — сумма актива или пассива
Рекомендуемое значение: >0,6
Коэффициент финансовой независимости. Такой показатель используется для оценки независимости предприятия от заёмных средств. Он покажет, кому компания принадлежит на самом деле: собственнику или кредиторам.
Рекомендуемое значение: >0,5
Статья по теме:
Ликвидность и платёжеспособность предприятия
Объясняем, что это за показатели и как они влияют на получение кредита бизнесом.
Рекомендуемое значение: зависит от отрасли
Рентабельность собственного капитала. Показатель рассчитывают, когда хотят узнать, какой процент дохода компания приносит собственнику. При помощи данного финансового показателя можно оценить эффективность финансовых вложений.
Рекомендуемое значение: не менее 10 %
Статья по теме:
Как посчитать рентабельность бизнеса
Объясняем, что такое рентабельность и почему важно обращать на неё внимание с самого начала бизнеса, чтобы в будущем не испытывать сложности.
«При выборе метода финансового анализа нужно учитывать специфику компании, инструменты и отчёты, которые использует бизнес. Например, если предприятие не привлекает заёмные средства, считать коэффициент финансовой независимости нет смысла. Вместо этого стоит уделить больше внимания показателям оборачиваемости, рентабельности и уровню дебиторской задолженности».
Этапы анализа финансово-хозяйственной деятельности
-
- Определить цель и задачи анализа. Финансовый анализ может быть нужен по разным причинам: собственник хочет эффективно управлять запасами, найти скрытые резервы или взять кредит в банке на развитие бизнеса. В зависимости от этого анализировать бизнес нужно по-разному.
- Выбрать источники данных. Выбор источников данных для финансового анализа зависит от потребностей и особенностей деятельности предприятия.
- Определиться с финансовыми показателями и нормативами для расчёта. Показатели нужно выбирать в зависимости от источников данных, целей и задач финансового анализа. Например, если компания не ведёт Баланс, провести анализ коэффициентов не получится. Нормативы для оценки лучше брать по отрасли, в которой работает предприятие.
- Рассчитать финансовые показатели по выбранной методике. При этом лучше использовать сразу несколько методов. Как пример, факторный и горизонтальный. В этом случае сравнивают факторы изменения чистой прибыли за несколько месяцев.
- Сделать выводы и дать рекомендации. Результаты финансового анализа важно правильно оценить, определить тенденции и сделать выводы. Бывает, что ряд показателей показывают разнонаправленные тренды. Тогда необходимо добавить в финансовый анализ дополнительные показатели и обязательно проверить исходную информацию. Возможно, ошибка в отчётах, которые использовали в качестве источников информации.
Откуда брать информацию
Для проведения анализа нужно знать состав активов компании, её доходы и расходы, в каком состоянии находятся её финансы и много ли у неё долгов. Такая информация содержится в управленческой отчётности, а именно в трёх главных отчётах: управленческом Балансе, Отчёте о прибылях и убытках и Отчёте о движении денежных средств.
Отчёт о прибылях и убытках покажет выручку, расходы и чистую прибыль компании. Подробнее об этом отчёте мы рассказывали здесь.
ОПиУ в Финтабло покажет структуру расходов компании
Отчёт о движении денежных средств используют, чтобы узнать, сколько денег пришло и ушло со счётов организации за отчётный период. Как составить ОДДС, мы рассказывали здесь.
ОДДС в Финтабло можно сформировать по статьям, видам деятельности, контрагентам или счетам
Управленческий Баланс поможет получить информацию о ликвидности, финансовой устойчивости компании, рентабельности активов и собственного капитала. Как работать с этим отчётом, мы рассказывали здесь.
Динамика рентабельности активов на графике в Балансе в Финтабло
Финансовый анализ проводит экономическая служба, финансовый аналитик или сам собственник организации. Также можно привлечь финансового директора на аутсорсе.
«Основные источники данных — три формы управленческого учёта. Если компания их не ведёт, для анализа можно использовать бухгалтерские отчёты: Баланс и Отчёт о финансовых результатах».
Как автоматизировать сбор данных
Чтобы рассчитать показатели, сначала нужно собрать исходные данные. Бывает, это занимает больше времени, чем сам финансовый анализ.
Автоматизировать сбор данных помогут специализированные сервисы финучёта, такие как Финтабло. В Финтабло есть все нужные отчёты, которые требуется настроить всего один раз — после данные в них обновляются автоматически. Собственнику остаётся только сверяться с ними и анализировать финансовые показатели. Время, которое раньше тратили на ручное заполнение таблиц, можно уделить непосредственно управлению бизнесом.
Как анализировать бизнес: чек-лист
- Перед проведением финансового анализа нужно определить его цели и задачи и кто является пользователем готового отчёта.
- Выбрать и подготовить исходные данные: управленческий Баланс, Отчёт о прибылях и убытках, Отчёт о движении денежных средств. Если такой информации нет, можно использовать данные бухгалтерского учёта.
- Определить метод финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, факторный, трендовый, сравнительный или анализ коэффициентов.
- Выбрать показатели для финансового анализа и нормативы.
- Рассчитать показатели, сравнить с нормами и сделать выводы.